Из колонии — в кино
Петя Алейников, уроженец села Кривень Могилевской области, осиротел в 20-м году. Отец погиб, сплавляя лес по Днепру, следом ушла из жизни мать. С 10 лет начал Петруха свою беспризорную одиссею. Бродяжил, воровал, сбегал из-под арестов. В колониях и детприемниках долго не задерживался. В Шкловской школе-интернате подружился с киномехаником. Обучаясь его ремеслу, не на шутку полюбил кино и рванул в Москву, «поступать на артиста». Пришлось, правда, сделать остановку в трудовой коммуне им. Десятилетия Октября, где будущий актер блистал в самодеятельных постановках им же организованного драмкружка. Там его и приметил режиссер В. Кумельский, хотя красивая легенда и утверждает, что совет о театральной карьере подал Алейникову сам Киров.
В 1930 году 16-летний Петр Мартынович объявился в Ленинграде. Предъявив в Институте сценических искусств рекомендательное письмо из колонии, он поступает на отделение кино, где преподавал молодой Сергей Герасимов. Уже тогда этот режиссер помогал ученикам, задействуя их в своих кинокартинах. И так случилось, что на съемках одного из ранних фильмов Алейников без памяти влюбился в свою партнершу, 17-летнюю Тамару Макарову. Правда, чувств своих открыть не решился, молча страдал и… дострадался. «Первая любовь» стала супругой Герасимова. С горя Алейников круто запил и даже покинул съемочную группу.
Первый настоящий успех принес ему фильм того же Герасимова «Семеро смелых» (1935), где его партнершей вновь стала Макарова. Роль «полярного зайца» с чудной фамилией Молибога, контрабандой проникшего на зимовку, принесла Алейникову не просто известность, а настоящую зрительскую любовь. А уж когда в 1939 году на экран вышли «Трактористы», закадычная парочка Андреев — Алейников стала предметом безудержного и всенародного обожания.
Театр
Казалось бы, простая трудовая профессия, но и здесь искусство нашло юношу. Молодых сотрудников агитировали записываться в драматический кружок.
Борис Андреев. На фото слева: Встреча с индийскими актерами.
Руководитель И. Слонов сразу заметил талантливого и рослого парня. Он настоятельно советовал Борису поступать в театральное училище.
Андреев прислушался к своему педагогу и подал документы в саратовский театральный вуз. Наставники оценили одаренность начинающего артиста, и некоторое время он проработал в театре им. К. Маркса. Но недолго, в жизнь Бориса быстро ворвалось кино.
Идет молва народная…
Легенды об их похождениях передавались из уст в уста, как сказания о народных героях. Рассказывали, как, хорошенько «отдохнув» в киевском ресторане, Андреев и Алейников двигались по Крещатику в сторону гостиницы, но, почувствовав непреодолимую усталость, заночевали на широкой кровати… в витрине мебельного магазина. Причем Андреев со словами: «Петя, была команда «отбой!» — прошел прямо через витринное стекло. Очнулись оба в милицейской КПЗ. Дежурный, видя перед собой известных артистов, извинился, но начал составлять протокол. «А вот и не составишь!», — заявил Андреев и одним махом выпил всю чернильницу. Пока искали новые чернила, в КПЗ срочно прибыл начальник со всей семьей, родственниками и друзьями. Начался импровизированный творческий вечер, который плавно перешел в продолжение банкета. Савка-тракторист (персонаж Алейникова) оказался любимым героем начальника, и вскоре вся , напрочь забыв и о витрине, и о чернилах, и о протоколе.
Петр Алейников и Борис Андреев в фильме «Большая жизнь» (1939) Кадр из фильма
Борис Андреев на болтовню был обычно скуповат, а вот Алейников за словами в карман не лез. На одном из кинофестивалей он и Николай Крючков встречали зарубежную делегацию.
Статья по теме
«Хороший, хороших играет». Как Николай Крючков все советские эпохи пережил
— Петь, смотри, какая корейка хорошенькая! — кивнул Крючков на симпатичную раскосую актрису.
— Да брось, Коль! Корейка-то она ничего, да только грудинки никакой.
Смех смехом, а благодаря алейниковским шуткам состоялась супружеская жизнь самого Бориса Андреева. Как-то в троллейбусе Петр стал подначивать приятеля, заговорившего о женитьбе: «Да кто за тебя, Борька, пойдет, за глыбу такую, за лаптя деревенского!» Андреев закусил удила и заявил, что назло возьмет и женится на первой девушке, вошедшей в троллейбус. На остановке вошла симпатичная особа. Андреев познакомился, вызвался проводить и вскоре… женился и прожил с супругой Галиной Васильевной многие счастливые годы.
С друзьями Алейников шутил по-доброму, но если кто-то его доставал, то бывший беспризорник спуску не давал. На фильме «Случай в вулкане» режиссер оказался полной бездарностью. Актера такой явный непрофессионализм сильно раздражал. И вот в ответ на очередной истеричный вопль «Я режиссер!» Алейников спустил штаны, повернулся к нему задом и со словами: «Вот ты кто, а не режиссер!» — покинул съемочную площадку.
Петр Алейников в фильме «Конёк-Горбунок» (1941) Кадр из фильма
Смерть народного артиста
Весной 1982 года советский актёр вернулся со своих последних гастролей. Мужчина жаловался, что плохо себя чувствует. Медики сказали, что артист просто переутомился.
«Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съёмками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя» – рассказал Борис Андреев младший.
Одним апрельским утром сын и отец пили кофе. Неожиданно Борис Фёдорович замолчал, а потом признался сыну, что очень устал и чувствует приближение конца. На следующий день актёр попал в больницу. Самочувствие мужчины улучшалось, семья Бориса Андреева надеялась на его скорейшее возвращение домой.
Когда сын в очередной раз пришёл к отцу в палату, народный артист рассказал ему о странном сне. Борис Фёдорович увидел себя лежащим на площади у ворот храма, его окружала большая толпа людей.
Могила Бориса Андреева
5 апреля 1982 года сердце легендарного актёра перестало биться. Медики установили, что народный артист ушёл из жизни по причине обширного инфаркта. Могила Бориса Андреева находится на Ваганьковском кладбище.
Любовь — это как тиф!
Любому другому советскому гражданину хватило бы сотой доли таких приключений, чтобы попасть под суровую раздачу за пьянку и аморалку. Но друзьям-приятелям все сходило с рук. Спасала их бешеная популярность, которая после новой картины Л. Лукова «Большая жизнь» (1940) превратилась в безмерную и всепрощающую народную любовь. Вся страна распевала песню про донецких шахтеров «Спят курганы темные». Люди с упоением цитировали смачные монологи героя Андреева: «Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь — это как тиф!» А Петра Алейникова после «Большой жизни» иначе как Ваней Курским и не называли. Даже на афишах его творческих встреч иногда писали имя героя вместо имени актера.
Петр Алейников в фильме «Большая жизнь» (1939) Кадр из фильма
Но был случай, когда любовь зрителя спасла Бориса Андреева от смерти. Обедая в ресторане «Москва», актер оказался за одним столом с каким-то начальником и его подчиненным. Дело было в июне 1941-го. Подвыпивший сосед ляпнул что-то про «актеров, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева по морде и рухнул под стол. Следом, отведав андреевского кулака, последовал верный адъютант. Все бы ничего, да вот беда — в нокауте оказались генерал НКВД и его порученец. 26 июля Андреев был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации плюс умысел на теракт и приговорен… к расстрелу. Кто-то догадался доложить Сталину, ведь все знали, что Андреев — его любимый артист. «Пусть еще погуляет», — милостиво вынес решение вождь народов.
Фильмография[ | ]
Актёрские работы[ | ]
Год | Название | Роль | |
1939 | ф | Трактористы | Назар Дума |
1939 | ф | Большая жизнь. Часть 1 | Харитон Егорович Балун |
1939 | ф | Истребители | лейтенант Птенчик |
1939 | ф | Щорс | молодой красноармеец |
1941 | ф | Богдан Хмельницкий | казак Довбня / московский посол Пушкин |
1941 | ф | Боевой киносборник № 8 (эпизод «Три танкиста») | танкист Макар |
1941 | ф | Валерий Чкалов | механик |
1942 | ф | Александр Пархоменко | анархист |
1942 | ф | Дорога к звёздам | лётчик |
1942 | ф | Как закалялась сталь | железнодорожник |
1942 | ф | Котовский | студент, раздающий долговые расписки |
1942 | ф | Сын Таджикистана | Иван |
1943 | ф | Два бойца | Саша Свинцов |
1944 | ф | Малахов курган | командир полка, майор Жуковский |
1944 | ф | Я черноморец | краснофлотец Степан Полосухин / Григорий Полосухин |
1944 | ф | Однажды ночью | Христофоров |
1945 | ф | Золотая тропа | Епифанцев |
1946 | ф | Большая жизнь. Часть 2 | Харитон Егорович Балун |
1947 | ф | Сказание о земле Сибирской | Яков Захарович Бурмак |
1947 | ф | Белая тьма (Чехословакия) | советский партизан Дугин |
1949 | ф | Встреча на Эльбе | сержант Егоркин |
1949 | ф | Кубанские казаки | Федя Груша |
1949 | ф | Падение Берлина | Алексей Иванов |
1951 | ф | Незабываемый 1919-й | Шибаев |
1952 | ф | Максимка | матрос Лучкин |
1953 | ф | Судьба Марины | Матвей Гаврилович |
1954 | ф | Большая семья | Илья Матвеевич Журбин |
1955 | ф | Мексиканец | Паулино Вэра |
1956 | ф | Илья Муромец | Илья Муромец |
1958 | ф | Поэма о море | Савва Зарудный |
1958 | ф | Годы молодые | Захар |
1959 | ф | Жестокость | Лазарь Евтифьевич Баукин |
1959 | ф | Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») | Чугай |
1959 | ф | В степной тиши | эпизод |
1960 | ф | Повесть пламенных лет | генерал Глазунов |
1961 | ф | Казаки | Ерошка |
1962 | ф | Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) | гость, объявляет о вручении новогодних подарков |
1962 | ф | Путь к причалу | боцман «Полоцка» Зосима Семёнович Росомаха |
1963 | ф | Оптимистическая трагедия | Вожак |
1964 | ф | Зачарованная Десна | дед Платон |
1965 | ф | Над нами Южный Крест | Федосеенко |
1966 | ф | На диком бреге | Литвинов |
1968 | ф | День ангела | купец Грызлов |
1969 | ф | Ночной звонок | Лаврентий Квашнин |
1971 | ф | Остров сокровищ | Джон Сильвер |
1971 | ф | Киноальманах «Шутите?» (новелла «Вандербуль бежит за горизонт») | таксист |
1973 | ф | Дети Ванюшина | Ванюшин глава семьи |
1975 | ф | На край света… | дежурный по переезду |
1975 | ф | Назначаешься внучкой | дед Тимофей |
1976 | ф | Первый рейс | капитан Дмитрий Иванович Белоусов |
1976 | ф | Моё дело | Друянов |
1977 | ф | Сапоги всмятку | Василий Александрович Блистанов |
1980 | ф | Сергей Иванович уходит на пенсию | Сергей Иванович |
1982 | ф | Предисловие к битве | Мохов |
1982 | ф | Слёзы капали | Николай Ваничкин |
Озвучивание мультфильмов[ | ]
- 1948 — Полкан и Шавка — Полкан
- 1952 — Валидуб — Янек-Валидуб
- 1955 — Необыкновенный матч — Чубик-зазнайка
- 1956 — Старые знакомые — Чубик-зазнайка
- 1974 — Мешок яблок — Медведь
- 1974 — Молодильные яблоки — Старый селянин
Участие в фильмах[ | ]
- 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
- 1971 — Народный артист Андреев (документальный) — текст за кадром
- 1972 — Народный артист Касымов (документальный) — текст за кадром
- 1973 — Народный артист Шукур Бурханов (документальный) — текст за кадром
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный) — рассказ о П. М. Алейникове
- 1978 — Иван Пырьев (документальный)
- 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
- 1981 — Николай Крючков, (рассказывает о Н. А. Крючкове)
Бои местного значения
Картина «Два бойца» подарила народу знаменитый шлягер Никиты Богословского про Костю-моряка и две великолепные актерские работы. Марк Бернес сыграл обаятельного одессита, а Борис Андреев — основательного Сашу с «Уралмаша». Герои фильма сражались с врагом на подступах к Ленинграду, а на Ташкентской киностудии во время съемок разгорелась настоящая война. Противоборствующими сторонами выступили Андреев и режиссер Михаил Ромм.
Постоянные стычки между ними возникали по вопросу влияния актерского пьянства на трудовую дисциплину. В трезвом состоянии Андреев виновато выслушивал претензии Ромма и божился «завязать навсегда». Но стоило артисту принять на грудь, как он превращался в бешеного быка, и начиналась «охота на Ромма».
Статья по теме
Три культовых фильма Михаила Ромма
В 1945 году режиссер Луков, вспомнив об успехе фильма «Большая жизнь», решил сделать вторую серию о послевоенном восстановлении Донбасса. Несмотря на участие многих актеров из первой серии (Андреева, Алейникова, Бернеса и др.), фильм получился слабым, ходульным. С подачи Сталина его признали «малохудожественной и вредной кинокартиной», но совсем по другой причине. «Лучшему другу советских кинематографистов» не понравились полузатопленные землянки и грязные протекающие бараки, в которых ютились славные донецкие шахтеры и их семьи. На кремлевском просмотре он то и дело бросал злые реплики: «В какие годы происходит действие этого фильма? Может, до революции?» Робкие попытки режиссера получить разрешение на переделки успеха не имели. «Большую жизнь» запретили и положили на полку.
Статья по теме
Судьба «Максимки». Как сложилась жизнь мальчика из знаменитого фильма?
Бориса Андреева такой удар из седла не выбил. И в конце сороковых, и в начале пятидесятых он сыграл яркие роли в таких запоминающихся фильмах, как «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Максимка» и «Большая семья». А вот кинокарьера Алейникова забуксовала. Опасаясь его непредсказуемости и зная о хроническом алкоголизме, режиссеры приглашали его все реже и реже. Да и то на эпизоды.
Фильмы
К слову сказать, первая попытка сняться в кино закончилась для артиста провалом. Борис Андреев отличался брутальной могучей фигурой, внешностью истинно русского простого рабочего, выходца из народа. Такой типаж пользовался огромным спросом у советских кинематографистов. А.П. Довженко пригласил актера на роль Петра Чижа в киноленте «Щорс». Однако пробы Борис Федорович не прошел, хотя и сыграл в картине крохотную эпизодическую роль.
Борис Андреев в фильме «Трактористы»
Триумф настиг артиста в 1939 году после выхода на экраны картины Ивана Пырьева «Трактористы». Случайно получив приглашение на пробы в 1938 году во время гастролей Саратовского театра в Москве, громогласный прямолинейный Андреев сразу понравился режиссеру. Роль лихого Назара Думы, одной левой поднимающего трактор, на многие годы определила амплуа актера.
В 1939 году актер сыграл шахтера Харитона Балуна в драме Леонида Лукова «Большая жизнь». Картина стала лидером проката, а персонаж Андреева – символом простого рабочего с широким сердцем и открытой душой.
Борис Андреев в фильме «Большая жизнь»
Персонажи Андреева оставались близки народу, впрочем, как и сам артист. За годы жизни великий талант советского кино сыграл более чем в 50 фильмах. Среди них военная драма «Однажды ночью», «Два бойца», «Большая жизнь», уже послесталинские картины «Первый рейс», «Годы молодые».
Образ русского богатыря Ильи Муромца, как никому другому, соответствовал амплуа Андреева. Неудивительно, что именно он сыграл былинного героя в одноименном фильме Александра Птушко в 1956 году.
Борис Андреев в фильме «Илья Муромец»
Наиболее удачной в советские годы считалась роль актера «Оптимистической трагедии», где с уже легендарным Андреевым появился молодой Вячеслав Тихонов. Современники рассказывали, что по сюжету персонаж Тихонова должен плюнуть в лицо герою Андреева.
Молодой актер тушевался, и сцена не получалась. Тогда мудрый Борис Федорович с присущей ему прямотой посоветовал коллеге найти на его лице самое противное место и туда и плюнуть.
Борис Андреев в фильме «Оптимистическая трагедия»
Съемки в кинематографе продолжались для БэФэ, как его называли близкие друзья до конца жизни. Конечно, количество ролей поубавилось. Но даже когда здоровье стало подводить актера, он все равно продолжал упорно трудиться на площадке.
Так, во время работы над фильмом «Жестокость» (1959 год) артиста настиг инфаркт. Из последних сил, собрав волю в кулак, Борис Федорович доигрывает сцены и только после этого отправляется в больницу. Во время работы над драмой «Мое дело» (1976) у артиста часто открываются носовые кровотечения. Отлеживаясь во время приступов в гримерке, Андреев не прерывает работу.
Подарок другу
Правда, в 1946 году Алейников попытался резко сменить амплуа и в фильме Льва Арнштама «Глинка» сыграл… Пушкина. Эту роль сам Петр Мартынович считал своей лучшей работой. Но зритель, видя привычного Ваню Курского в бакенбардах и фраке, смеялся и возмущался. Кончилось тем, что Алейников снял свою фамилию с титров, чтобы не нервировать публику.
Неудача с Пушкиным только усугубила ситуацию. Пьяные скандалы и драки лишали его немногих возможностей появиться на экране. Так, он вылетел из «Адмирала Нахимова», где должен был сыграть легендарного матроса Кошку.
Петр Алейников в фильме «Глинка» (1946) Кадр из фильма
Более-менее стабильный заработок приносили поездки с творческими бригадами по стране. Причем на афишах писали крупно: «Участвуют: Петр Алейников…», а дальше мелким шрифтом фамилии остальных. Весь концерт публика смотрела вполглаза, но когда в конце конферансье объявлял: «А теперь — Петр…», в зале гремели аплодисменты. Люди буквально ревели от восторга, лезли на сцену с букетами, подарками и фотоаппаратами.
Правда, популярность эта имела и обратную сторону. Регулярно поднимая стопки с каждым встречным-поперечным, Алейников безоглядно губил свое здоровье. Хронический алкоголизм спровоцировал обострение других болезней. Артист перенес тяжелую операцию ног, затем было удалено легкое. Однако не пить Алейников уже не мог, алкоголь стал необходимой составляющей его жизни. Без своей «нормы» он начинал задыхаться и мучиться дикими болями.
Петр Алейников в фильме «Отчий дом» (1959) Кадр из фильма
Последней его работой стал фильм «Утоление жажды». 9 июня 1965 года Петр Алейников умер, не дожив месяца до 51 года. А в 1968-м за «Утоление жажды» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая актерская работа» (посмертно). Других наград, званий и регалий за всю жизнь любимец советского народа так и не получил. Поэтому, когда встал вопрос о захоронении, престижное Новодевичье кладбище оказалось для тела Алейникова закрытым. Тогда Борис Андреев надел все свои ордена, явился к «хозяину Москвы» Промыслову и, жахнув кулаком по столу, спросил: «Мне положено место на Новодевичьем?» — «Вам, как народному артисту СССР и лауреату Госпремии, безусловно…» — «Тогда кладите Петьку в мою могилу, а меня уж хоть за забором!»
Биография
Родина Адреева — Саратов. Здесь маленький Боря появился на свет 9 февраля 1915 года, в рабочей семье.
Детство парня прошло в приволжской провинции. Для мальчишек его возраста было вполне привычно выступить перед рабочими завода со сценками или куплетами.
Борис Андреев в молодости.
Но всерьез о профессии артиста Андреев не задумывался. Перед глазами был пример родителей-тружеников. Поэтому когда Борис поехал в Саратов получать рабочую специальность, он быстро понял, кем хочет стать.
Случайное знакомство со строителями натолкнуло парня на мысль выучиться на слесаря-электромонтера. Вскоре Андреев устроился на завод.
Программы и фильмы о Борисе Андрееве[ | ]
- 2001 — Чтобы помнили. Борис Андреев (телеканал «ОРТ»).
- 2002 — Борис Андреев. Первая любовь (телеканал «Культура»).
- 2005 — Пёстрая лента. Борис Андреев. Большая жизнь Ильи Муромца («Первый канал»).
- 2005 — Безумие Бориса Андреева (телеканал «Россия»).
- 2006 — Борис Андреев. «У нас таланту много…» (телеканал «Культура»).
- 2006 — Как уходили кумиры. Борис Андреев (телеканал «ДТВ»).
- 2008 — Мой серебряный шар. Борис Андреев (телеканал «Россия 1»).
- 2009 — Борис Андреев. Богатырь союзного значения («ТВ Центр»).
- 2015 — Борис Андреев. Большая жизнь большого человека («Первый канал»).
- 2020 — Борис Андреев. «Я хотел играть любовь» («ТВ Центр»).