Россия, Московская область, Одинцово
Телефон:
+7 (916) 509-63-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—21:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Прекрасная ли жизнь была у Луи Армстронга, как он пел в песне?

Луи Армстронг в молодости Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.

Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.

Кем был Луи Армстронг?

Луи Армстронг, по прозвищу «Satchmo», «Pops» и, позднее, «Ambassador Satch», родился в 1901 году в Новом Орлеане, штат Луизиана. Виртуоз из всех звезд, он приобрел известность в 1920-х годах, оказав влияние на бесчисленных музыкантов своим смелым стилем трубы и уникальным вокалом.

Харизматическое присутствие Армстронга впечатлило не только мир джаза, но и всю популярную музыку. За свою карьеру он записал несколько песен, в том числе такие песни, как «Звездная пыль», «La Vie En Rose» и «Какой чудесный мир». Армстронг скончался в своем доме в Квинсе, Нью-Йорк, 6 июля 1971 года.

Louis ‘satchmo («Satchelmouth») Армстронг, великий джазовый трубач и вокалист в Лондоне за его прощальное выступление в 1970 году.

image

Луи Армстронг родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана, в настолько бедном районе, что его прозвали «Поле битвы».

Армстронг имел трудное детство. Его отец был фабричным рабочим и бросил семью вскоре после рождения Луи, его мать, которая часто занималась проституцией, часто оставляла его со своей бабушкой по материнской линии. Армстронг был вынужден покинуть школу в пятом классе, чтобы начать работать.

Местная еврейская семья, Карнофскис, дала молодому Армстронгу работу по сбору мусора и доставке угля. Они также поощряли его петь и часто приглашали его к себе домой на еду.

В канун Нового года в 1912 году Армстронг выстрелил в воздух из отчима во время празднования Нового года и был арестован на месте. Затем его отправили в дом для мальчиков с цветным вайфом.

Там он получил музыкальное образование на корнете и влюбился в музыку. В 1914 году его отпустили домой, и он сразу же начал мечтать о жизни, делающей музыку.

Детские годы

Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.

Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения

Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.

В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.

Луи Армстронг в своей гостинной

Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.

По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.

Король Оливер

Хотя ему все еще приходилось работать случайным образом, продавая газеты и перевозя уголь в знаменитый квартал красных фонарей города, Армстронг начал зарабатывать репутацию прекрасного блюзового игрока. Один из величайших игроков корнета в городе, Джо «Кинг» Оливер,начал выступать в качестве наставника для молодого Армстронга, показывая ему указатели на роге и иногда используя его в качестве субмарины.

К концу подросткового возраста Армстронг быстро рос. В 1918 году он женился на Дейзи Паркер, проститутке, и начался бурный союз, отмеченный многими аргументами и актами насилия.

За это время Армстронг усыновил трехлетнего мальчика по имени Кларенс. Мать мальчика, двоюродная сестра Армстронга, умерла при родах. Армстронг заботился о Кларенсе, который стал психически больным из-за травмы головы, которую он перенес в раннем возрасте.

«Жена встречала Луи обломками кирпича»

Примерно в то же время у Луи появилась возможность поучиться у самого Джо Оливера — того самого «Короля», кумира его голодного детства. Оливер тоже сразу понял, с каким учеником он имеет дело, не стал тянуть резину и пригласил Луи в свой коллектив.

Коллектив много выступал и хорошо зарабатывал: так уже в юном возрасте Армстронг стал профессиональным музыкантом, который зарабатывал на жизнь только музыкой, не подрабатывая днем, как подавляющее большинство новоорлеанских музыкантов.

Через какое-то время юный Армстронг решил устроить личную жизнь. 19 марта 1918 года он сочетался браком со своей избранницей по имени Дейзи Паркер. Барышня была настоящей «звездой» Нового Орлеана, точнее — веселого квартала Crescent City. Общительная и темпераментная особа.

Местный гитарист Денни Баркер (в 60-х он стал куратором новоорлеанского музея джаза), описывая увеселительные заведения города и самых известных работниц этих заведений, упоминает Дейзи как «…девочку Луи Армстронга, которая обычно встречала его обломками кирпича». Они поженились, Луи усыновил Кларенса. Но брак продлился недолго, а Дейзи умерла вскоре после развода.

В начале 20-х новоорлеанская музыка вошла в моду. К слову, термин «джаз» был придуман не сразу. Считается, что джаз родился в 1917 году. Почему именно в 1917? А очень просто — именно в мае того года была выпущена первая в истории пластинка с записью джазовой композиции: коллектив The Original Dixieland Jass Band, пьеса «Livery Stable Blues».

Конечно, уже пару десятилетий до того в городе ансамбли и марширующие оркестры играли эту специфическую смесь блюза, рэгтайма, креольских мелодий, коллективных импровизаций. Но сделать историю повезло именно вышеупомянутому коллективу. Кстати, обратите внимание на то, как написано слово «Jazz» в названии — это не опечатка!

Судьба

Между тем, репутация музыканта продолжала расти: в 1918 году он заменил Кинга Оливера в группе Кида Ори, тогда самой популярной группы в Новом Орлеане. Вскоре он смог прекратить работу с ручным трудом и начал концентрироваться на своем корнете, играть на вечеринках, танцах, похоронных маршах и в местных «хонки-тонкс» — названии небольших баров, в которых обычно проводятся музыкальные выступления. ,

Начиная с 1919 года Армстронг проводил лето, играя на речных судах с группой во главе с Fate Marable. Именно на речном катере Армстронг оттачивал свои навыки чтения музыки и в конечном итоге впервые встретился с другими джазовыми легендами, включая Бикса Байдербеке и Джека Тигардена.

Музыка за решёткой

В это сложно поверить, но настоящей школой музыки и местом, изменившим жизнь Армстронга к лучшему, стал исправительный лагерь-интернат для цветных подростков, в который он попал в возрасте 12 лет. Мальчик угодил за решётку на полтора года из-за шалости: отмечая новый 1913 год, он устроил стрельбу в воздух из пистолета, который стащил у одного из любовников своей матери. Позже музыкант вспоминал: «Тот выстрел, я верю, стал началом моей карьеры. Он изменил мою жизнь и дал мне тот самый „большой шанс“».

Кто знает, что могло случиться с «опасным» чернокожим подростком из района, где торговля наркотиками и проституция были главными занятиями для большинства жителей, если бы в полицейском изоляторе он всерьёз не увлёкся музыкой. Дирижёр ансамбля в исправительной школе дал Луи первые настоящие уроки игры на духовых инструментах, и уже в 13 лет, покидая полицейский изолятор, Армстронг точно знал, что хочет стать музыкантом.

Первую работу, связанную с музыкой, Армстронг получил в клубе Генри Понса, где днём таскал уголь, а ночью играл джаз. Постепенно темнокожего парня стали приглашать выступать на городских парадах, а затем на пароходах, путешествующих по Миссисипи.

Впереди его ожидало знакомство с лучшим корнетистом города Кингом Оливером, который взял талантливого юношу под своё крыло. А когда Оливер уехал в Чикаго, Армстронг занял его место в оркестре.

Big Band Jazz

Хотя Армстронг хотел остаться в Новом Орлеане, летом 1922 года ему позвонил король Оливер, чтобы он приехал в Чикаго и присоединился к своему креольскому джаз-бэнду во втором корнете.

Армстронг принят, и вскоре он взял штурмом Чикаго с его удивительно зажигательной игрой и ослепительными перерывами на два корнета, которыми он поделился с Оливером. Он сделал свои первые записи с Оливером 5 апреля 1923 года; В тот день он заработал свое первое записанное соло на «Chimes Blues».

Вскоре Армстронг начал встречаться с пианисткой из группы, Лилиан Хардин. После того, как они поженились в 1924 году, Хардин ясно дала понять, что она чувствует, что Оливер сдерживает Армстронга. Она подтолкнула своего мужа разорвать отношения с его наставником и присоединиться к оркестру Флетчера Хендерсона, ведущей афро-американской танцевальной группе в Нью-Йорке того времени.

Армстронг присоединился к Хендерсону осенью 1924 года и сразу же озвучил свое присутствие серией соло, которые представили группе концепцию свинг-музыки. Армстронг оказал большое влияние на Хендерсона и его аранжировщика Дона Редмана, оба из которых начали включать свинг-словарь Армстронга в свои аранжировки, превращая группу Хендерсона в группу, которая обычно считается первой джазовой биг-группой.

Однако южное происхождение Армстронга не очень хорошо сочеталось с более урбанистическим, северным менталитетом других музыкантов Хендерсона, которые иногда доставляли Армстронгу трудные времена из-за его гардероба и способа, которым он разговаривал. Хендерсон также запретил Армстронгу петь, опасаясь, что его грубый способ вокализации будет слишком грубым для искушенной аудитории в бальном зале Roseland.

К несчастью, Армстронг покинул Хендерсон в 1925 году и вернулся в Чикаго, где начал играть со своей женой Лилой в кафе Dreamland.

Биография[править | править код]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 февраля 2014 года

.

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье. Его отец бросил семью, когда мальчик был ещё младенцем. Мать занималась проституцией. Мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи, но должного внимания ему никогда не уделяла. Армстронг с детства занимался развозом угля, продажей газет и другой подобной работой.

В семь лет он стал помогать по дому в семье торговцев углем Карнофски — евреев, недавно иммигрировавших в Америку из Литвы. Позже он стал оставаться у них ночевать и со временем стал практически приёмным сыном в этой семье[4][5]. Благодаря этой семье он свободно владел языком идиш и до конца своих дней носил цепочку с кулоном Звездой Давида. Карнофски жили в Сторивилле — районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Именно Карнофски позже дали денег Армстронгу на покупку корнета, его первого собственного музыкального инструмента[4][5][6].

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году, куда попал за случайный озорной поступок — стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена — одного из клиентов матери)[источник не указан 1041 день

]. Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока Луи решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начал выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Неколз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. После того, как Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше основы нотной грамоты, Армстронг стал считаться квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сатчмо — сокращение от английского Satchel Mouth («рот-меха»).

Армстронг в Хельсинки в 1949 году с Эриком Линдстемом (слева) и Осси Аалто (в центре)

Армстронг примеряет шляпу, около 1955

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он пригласил Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женился (первой его женой была проститутка, креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начал самостоятельную карьеру. Армстронги уехали в Нью-Йорк, где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к нему пришла известность, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях ансамбля «Blu Five» пианиста Кларенса Уильямса и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордом).

В 1925 году по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона Луи Армстронг вернулся в Чикаго и там много и успешно работал. Играл у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявилось его актёрское дарование. Именно в этот период были сделаны исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи, сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) стали шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи стал солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, а после его ухода сам стал бэндлидером и в течение короткого времени руководил собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примкнули Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни), образовав новый студийный состав «Hot Seven», с которым был осуществлён ряд блестящих сессионных записей. В этот же период Армстронг отказался от корнета, полностью перейдя на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он выступал в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом, начав петь в манере «скэт» (впервые это произошло при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебрался в Нью-Йорк. Наступила эра биг-бэндов, и он все больше стал концентрироваться на танцевальной, популярной тогда свит-музыке (sweet music

). Армстронг принёс в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу, и быстро стал звездой национального масштаба. Талант Сачмо достиг расцвета.

Портрет Армстронга

1953 год

Могила Армстронга

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии — с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 году посетил с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне, совершённых в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку, принесли Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах.

В 1933 году он вновь стал руководить джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга взял под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер — профессионал в своём деле. В 1936 году в Нью-Йорке вышла автобиографическая книга Армстронга «Swing That Music». Затем наступили проблемы со здоровьем: он перенёс несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операцию на голосовых связках (с её помощью Армстронг пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

В 1938 году Луи Армстронг женился четвёртый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.

Большой музыкант всю жизнь обожал своих еврейских родителей, написал о них книгу, изданную в Новом Орлеане, всегда носил Звезду Давида, бегло говорил на идиш и посвятил свою песню о евреях, вышедших из Египта, «Let My People Go», своему приёмному отцу. Он написал её к юбилею любимого отца в 1939 году, впервые исполнил в новоорлеанской синагоге на праздник Ханука.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собрал для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звёзды»). Первоначально это действительно был оркестр всех звёзд — в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные) и другие знаменитые мастера джаза. Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» ориентировались на исполнение в стиле «диксиленд», а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в СССР, но Луи отказался[7]:

Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить?

Оригинальный текст (англ.)[показать]

Впоследствии, в 1960-е, неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах[источник не указан 1041 день

]. Тем не менее, Армстронг выступил в других городах социалистического лагеря, яркое свидетельство — запись мартовских концертов All stars 1965 в Люцерн-холле в Праге, сыгранных буквально на одном дыхании[8].

В 1954 году Армстронг написал вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 — Ницца, 1956—1958 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина«Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенёс инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он не прекращал концертные выступления.

В 1960-е годы Армстронг работал чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (например, тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

За 5 месяцев до смерти Армстронга в 1971 году была сделана запись живого выступления трубача, на котором он среди прочих композиций исполнил известные темы Mack the Knife

, Rockin’ Chair и Boy from New Orleans . Позже, в 1972 году, релиз с этим импровизационным сетом был издан под названием Satchmo at the National Press Club: Red Beans and Rice-ly Yours . Выпущенная только на виниле, эта пластинка больше не переиздавалась вплоть до 2012 года — 24 апреля она стала доступной на компакт-дисках[9].

В конце 1960-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 21 января 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу «The David Frost Show» со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби[10]. В марте Армстронг и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг попросил собрать его оркестр для репетиции. 6 июля он скончался: сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала поток соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США. В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали её более насыщенной»[11].

Луи Армстронг и его Горячая пятерка

Находясь в Нью-Йорке, Армстронг записал десятки записей в качестве сопровождающего, создавая вдохновляющий джаз с другими великими людьми, такими как Сидни Bechet, и поддержка многочисленных блюзовых певцов, а именно Бесси Смит.

Вернувшись в Чикаго, OKeh Records решили позволить Армстронгу сделать свои первые записи с группой под собственным именем: Луи Армстронг и его Hot Five. С 1925 по 1928 год Армстронг сделал более 60 записей с «горячей пятеркой», а затем с «горячей семеркой».

Сегодня они, как правило, считаются наиболее важными и влиятельными записями в истории джаза; на этих записях виртуозный блеск Армстронга помог преобразовать джаз из ансамблевой музыки в искусство солиста. Его стоп-соло на числах вроде «Cornet Chop Suey» и «Potato Head Blues» изменили историю джаза, предлагая смелый ритмический выбор, колеблющиеся фразы и невероятно высокие ноты.

Он также начал петь на этих записях, популяризируя безмолвное «пение скатов» с его огромной популярностью, популярный вокал в 1926 году «Heebie Jeebies».

«Горячая пятерка» и «Горячая семерка» были строго записывающими группами, в течение этого периода Армстронг выступал с оркестром Эрскина Тэйта в Вандомском театре, часто играя музыку для немых фильмов. Во время выступления с Тейтом в 1926 году Армстронг окончательно переключился с корнета на трубу.

Эрл Хайнс

Армстронг продолжал расти в Чикаго на протяжении десятилетия, так как он начал играть в других местах, в том числе кафе Sunset и бальный зал Savoy. Молодой пианист из Питтсбурга Эрл Хайнс впитал идеи Армстронга в свою игру на пианино.

Вместе, Армстронг и Хайнс сформировали мощную команду и сделали одни из величайших записей в истории джаза в 1928 году, включая их виртуозный дуэт «Weather Bird» и «West End Blues».

Последний спектакль — одно из самых известных произведений Армстронга, начинающееся с потрясающей каденции, в которой присутствуют равные порции оперы и блюза; с его выпуском «West End Blues» доказали миру, что музыкальный жанр веселья, танцевальный джаз также способен создавать высокое искусство.

Интересные факты

  • Впервые его арестовали в 11-летнем возрасте.
  • Условия в гетто, где жил маленький Луи, были неимоверно ужасными. Мальчику приходилось делать страшные вещи, чтобы выжить: искать пропитание в мусорных баках, побираться и совершать мелкие кражи.
  • Из-за постоянной нехватки денег Армстронгу пришлось бросить школу. За свою жизнь он так и не получил настоящего образования.
  • В 14-летнем возрасте он Армстронг уже играл в оркестре, не зная при этом нотной грамоты и ориентируясь только на слух.
  • От начала концертной деятельности и до самой смерти Армстронг практически не прерывал выступления.
  • Когда в 1942 году скончалась его мать — Элберт, это был единственный раз за всю жизнь, по его воспоминаниям, когда он плакал.
  • В 1918 году корнетист Джо Оливер оставил свое место в оркестре Кида Ори, и 18-летнего джазмена взяли на его место. Оливер научил его основным правилам дыхания, постановки и немного обучил нотной грамоте.
  • Узнав о смерти отца, он отказался ехать на его похороны, сказав: «Человек, который бросил меня и мою мать помирать с голоду, для меня никто».
  • Интересно мнение джазмена относительно Бадди Болдена — «короля корнета» Нового Орлеана, одного из родоначальников «классического» негритянского джаза. Болден получил прозвище «The King» за свои заслуги и оказал немалое влияние на последующие поколения джазменов, в том числе и на Армстронга, слушавшего его вживую с раннего детства. Он сказал: «Чтобы продуть его корнет, мне не хватило бы никаких легких. Хоть все считали его великим, но слишком уж сильно он дул в него, причем, скорее всего, неправильно. Помните, что в конце он слетел с катушек, не стоит упускать это из виду».

Видео

Не неправильно

Летом 1929 года Армстронг отправился в Нью-Йорк, где он принимал участие в бродвейской постановке «Горячих конфет» Конни с участием Фэтса Уоллера и Энди Разафа. Армстронг был показан по ночам на Ain ‘t Misbehavin’, разбивая толпы зрителей (в основном белых) по ночам.

В том же году он записался с небольшими группами в Новом Орлеане, включая «Горячую пятерку», и начал записывать более крупные ансамбли. Вместо того, чтобы делать чисто джазовые номера, OKeh начал позволять Армстронгу записывать популярные песни того времени, включая «Я не могу дать тебе ничего, кроме любви», «Звездная пыль» и «Тело и душа».

Смелые вокальные преобразования Армстронга в этих песнях полностью изменили концепцию популярного пения в американской популярной музыке, и имели длительный эффект на всех певцов, которые пришли после него, включая Бинга Кросби, Билли Холидей, Фрэнка Синатру и Эллу Фицджеральд.

Гастарбайтер с трубой, или Черных тут не любят

Музыкальной столицей Штатов стал Чикаго. Крайне привлекательный город для трудовых мигрантов, Чикаго был заполнен гастарбайтерами, которые, хоть и не жировали, но могли себе позволить тратить кое-какие деньги на развлечения. Музыканты же там зарабатывали очень хорошо.

Произошел большой исход музыкантов из Нового Орлеана в Чикаго. Туда же отправился Оливер с коллективом. Армстронга он взял с собой не сразу, но, как только освоился, пригласил Луи на все готовенькое. Луи там сразу зажил как король. У него в квартире была даже ванная комната. Впервые в жизни он жил в помещении, в котором можно было мыться.

На концертах Оливер и Армстронг приводили публику в полный восторг — и Луи сразу стал звездой. Более того: многие считали, что только он и играет настоящую правильную новоорлеанскую музыку.

У него появились завистники. Многим из этих завистников ничего не обломилось в богатом мегаполисе, они потихонечку стали возвращаться в свой Новый Орлеан, заодно сообщая тамошним жителям, что-де Чикаго — не рай, а письма музыкантов домой — обычное хвастовство. На самом же деле «Чикаго не резиновый, отовсюду понаехали, жилье снять трудно, люди злые, цены высокие, черных там не любят» и так далее.

Вполне естественно, что обо все этом прослышала и мама Луи — Мэй Энн. С замиранием сердца, открыв рот, слушала она про то, как «работы-то у ребят толком нет, а жизнь дорогая. Так что бывает и голодают неделями…» Это было уже слишком. Она собрала вещи и первым же поездом выехала в Чикаго.

Сказать, что для сына это было сюрпризом — ничего не сказать. Вот как вспоминает о визите мамы сам Луи Армстронг: «Спустя два-три месяца после того, как я стал выступать в Lincoln Gardens, в начале нашего шоу, мы заметили одну солидную леди с узлами в руках. Она пробиралась к сцене, энергично расталкивая танцующих. К моему великому удивлению, то была моя мать Мэй Энн. Между прочим, Оливер годами подшучивал надо мной, говоря всем, что он мой отчим, но, когда встретился с Мэй Энн, даже не узнал ее в лицо!» (Nat Hentoff, Nat Shapiro, «Hear me Talkin’ to Ya», перевод Юрия Верменича)

Армстронгу пришлось привести маму в свою отдельную квартиру с ванной, приготовить обед, сбегать в лавку за каким-то симпатичными подарками — и только тогда мама поверила, что эта музыкальная работа приносит какие-никакие деньги.

Сатчмо

К 1932 году Армстронг, который теперь был известен как Сатчмо начал сниматься в кино и совершил свой первый тур по Англии.

Сатчмо не позволил критике остановить его, и он возвратил еще большую звезду, когда он начал более длинное турне по Европе в 1933 году. При странном повороте событий именно во время этого тура Армстронг начал появляться в кино и совершил свой первый тур по Англии. В то время как он был любимым музыкантами, он был слишком диким для большинства критиков, которые дали ему некоторые из самых расистских и резких обзоров его карьеры.

Армстронг решил немного отдохнуть после инцидента и провел большую часть 1934 года, отдыхая в Европе.

Когда Армстронг вернулся в Чикаго в 1935 году, у него не было группы, без обязательств и без контракта на запись. Были проблемы толпы и с Лил, которая, после расставания пары, предъявляла иск Армстронгу.

Он обратился к Джо Глейзеру за помощью; У Глейзера были собственные связи с мафией, так как он был близок с Аль Капоне, но он любил Армстронга с тех пор, как встретил его в кафе Sunset (Глейзер владел и управлял клубом).

Армстронг положил свою карьеру в руки Глейзера и попросил, чтобы его проблемы исчезли. Глейзер сделал именно это; в течение нескольких месяцев у Армстронга появился новый биг-бэнд, и он записывался для Decca Records.

Сачмо

После выхода из работного дома Луи Армстронг начинает играть в различный клубах и барах. Так как собственного инструмента у него не было, то приходилось его одалживать. Через какое-то время Луи знакомится с Оливером Кингом, на тот момент уже имевшим репутацию лучшего корнетиста города. Именно его Армстронг всю жизнь считал своим первым настоящим учителем. После этого знакомства паренек много играет в различных джазовых коллективах. В музыкальной среде за ним постепенно закрепилось прозвище Сачмо, от сокращенного английского Satchel Mouth, что дословно означает «рот-сумка».

Афроамериканцы «Первые»

В течение этого периода Армстронг установил несколько африканских групп — Американские «первые». В 1936 году он стал первым афро-американским джазовым музыкантом, который написал автобиографию: Swing That Music.

В том же году он стал первым афроамериканцем, получившим роль в главном голливудском фильме, где он снялся в «Пенни с небес» с Бингом Кросби в главной роли. Дополнительно, он стал первым афро-американским артистом, организовавшим радиопередачу, спонсируемую на национальном уровне, в 1937 году, когда в течение 12 недель он принимал дрожжевое шоу Руди Валле в Fleischmann.

Армстронг продолжал появляться в главных фильмах с участием Мэй Уэст, Марты Рэй и Дик Пауэлл. Он также часто присутствовал на радио, и часто бил рекорды кассовых сборов в разгар так называемой «эры качелей».

Полностью зажившая губа Армстронга дала о себе знать на некоторых из лучших записей карьеры, включая «Swing That Music», «Jubilee» и «Struttin ‘with Some Barbecue».

Самый известный джазовый исполнитель

Луи Армстронг, биография которого наполнена музыкальными свершениями и победами, в период с 1933-го и до самого начала войны удивительно много и плодотворно работал. Причем в это время он не только плотно занимается музыкой, но еще и успевает сниматься в фильмах.

В то время все еще сильны были расистские убеждения, поэтому чернокожих актеров приглашали только на короткие эпизодические роли, которые к тому же нередко вырезались из готовых работ. Несмотря на это Луи Армстронг снялся в нескольких десятках кинолент, среди которых: «Манна небесная» (1936 год), «Каждый день праздник» (1937), «Хижина на небесах» (1943), «Песня рождена» (1948), «Удар и ответ» (1950), «Стрип» (1951), «Высшее общество» (1951), «Пять пенни» (1959), «Парижский блюз» (1961).

Дом Луи Армстронга

Когда Уилсон устала жить на чемоданах во время бесконечных переездов, она убедила Армстронга купить дом на 34-56 107-й улице в Короне, Квинс, Нью-Йорк. Армстронги переехали в дом, где они будут жить до конца своей жизни, в 1943 году.

К середине 40-х годов эра Свинга постепенно сворачивалась, и эра биг-бэндов была выше. Увидев «Надпись на стене», Армстронг уменьшил масштаб до комбо из шести частей — «Все звезды»; персонал часто менялся, но это будет группа, с которой Армстронг выступит вживую до конца своей карьеры.

Члены группы, в тот или иной момент, включали Джек Тигарден, Эрл Хайнс, Сид Кэтлетт, Барни Бигард, Трумми Янг, Эдмонд Холл, Билли Кайл и Тайри Гленн, среди прочих легенд джаза.

Армстронг продолжил запись для Decca в конце 1940-х и начале 50-х, создав ряд популярных хитов, в том числе «Blueberry Hill», «The Lucky Old Sun», «La Vie En Rose», «A Kiss». «Построить мечту» и «Я получаю идеи».

Армстронг подписал контракт с Columbia Records в середине 50-х и вскоре выпустил несколько лучших альбомов своей карьеры для продюсера Джорджа Авакяна, в том числе Луи Армстронг Плейс WC Handy и Satch Plays Fats. Именно для Колумбии Армстронг одержал победу в одном из главных хитов своей карьеры: в своем джазовом преобразовании «Mack the Knife» Курта Вейля.

Несчастливое детство

Сегодня бы сказали, что семья будущей звезды джаза была более чем неблагополучной. Биография Луи Армстронга берет свое начало в одном из самых бедных районов Нового Орлеана. Случилось это в 1900 году, а вот точной даты никто не знает. Сам Армстронг назначил дату на 4 июля (День независимости Соединенных Штатов). Родители: мать-прачка, отец-разнорабочий. Отец бросил семью, когда дети были совсем маленькими, и мать начала работать проституткой. Некоторое время Луи и его сестра Беатрис находились на воспитании у своей бабушки, но вскоре мама забрала их к себе. Однако должного внимания детям она не уделяла, и большую часть своего свободного времени они проводили на улице.

В возрасте семи лет мальчик занимался самой разной работой: продавал газеты на улице и развозил уголь. Именно занимаясь развозом угля, он попал в одну еврейскую семью с фамилией Карнофски. Они были эмигрантами из России. Это знакомство отчасти можно считать знаковым. Карнофски жили в Сторвилле — районе свободных нравов со множеством самых разных увеселительных заведений. Именно тут Луи Армстронг, биография которого ранее не имела ничего общего с музыкой, начал впервые петь в небольшом привокзальном ансамбле, тут же он стал играть на барабанах.

Посол Сатч

В середине — 50-х годов — популярность Армстронга за границей взлетела до небес. Это побудило некоторых сменить его давнее прозвище Сатчмо на «Посол Сатч».

Он выступал по всему миру в 1950-х и 60-х годах, в том числе по всей Европе, Африке и Азии. Легендарный журналист CBS Эдвард Р. Мэрроу последовал за Армстронгом с съемочной группой на некоторые из его всемирных экскурсий, превратив получившиеся кадры в театральный документальный фильм «Сатчмо Великий», выпущенный в 1957 году.

Хотя его популярность достигла новых высот в 1950-х годах, и, несмотря на то, что он разрушил множество барьеров для своей расы и был героем афро-американского сообщества в течение многих лет, Армстронг начал терять свою репутацию в двух сегментах своей аудитории: современный джаз фанаты и молодые афроамериканцы.

Бибоп, новая форма джаза, расцвела в 1940-х годах. Представляя молодых гениев, таких как Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и Майлз Дэвис, молодое поколение музыкантов считало себя художниками, а не артистами.

Они считали сценическую личность Армстронга и музыку старомодными и критиковали его в прессе. Армстронг сопротивлялся, но для многих молодых джазовых фанатов он считался устаревшим исполнителем с лучшими днями позади него.

Движение за гражданские права становилось все более напряженным с каждым годом, и все больше протестов, маршей и выступлений афроамериканцев, желающих равных прав. Многим молодым слушателям джаза в то время всегда улыбающееся поведение Армстронга выглядело так, как будто оно было в ушедшей эпохе, и отказ трубача комментировать политику в течение многих лет только способствовал восприятию, что он был вне связи.

Литл-Рок

Эти взгляды изменились в 1957 году, когда Армстронг увидел на телевидении кризис интеграции Центральной школы в Little Rock. Губернатор Арканзаса Орваль Фобус направил Национальную гвардию, чтобы помешать девяти афроамериканским ученикам Литл-Рока войти в государственную школу.

Когда Армстронг увидел это а также белые протестующие, швыряющие оскорбительными словами в адрес студентов, он взорвал голову прессе, сказав репортеру, что президенту Дуайту Эйзенхауэру «не хватило смелости» позволить Фобу управлять страной, и заявил: «То, как они обращаясь с моими людьми на юге, правительство может пойти в ад «.

Слова Армстронга стали новостями на первой полосе по всему миру. Хотя после долгих лет молчания он, наконец, высказался, он получил критику со стороны как черных, так и белых общественных деятелей.

Ни один джазовый музыкант, который ранее критиковал его, не принял его сторону, но сегодня это рассматривается как один из самых смелых, самых решительных моментов в жизни Армстронга.

Шарон Престон

У Армстронга было четыре брака и не одного ребенка и поскольку он и его жена Люсиль Уилсон годами активно пытались, но все безрезультатно, многие считали его бесплодным, неспособным иметь детей.

Однако спор относительно отцовства Армстронга начался в 1954 году, когда подруга, которую музыкант встречал на стороне, Люсиль «Свитс» Престон, утверждала, что она беременна его ребенком. Престон родила дочь, Шарон Престон, в 1955 году.

Вскоре после этого Армстронг хвастался своим ребенком своему менеджеру Джо Глейзеру в письме, которое позже будет опубликовано в книге Луи Армстронга «В его жизни». Собственные слова (1999). Впоследствии, вплоть до своей смерти в 1971 году, Армстронг никогда публично не говорил, был ли он на самом деле отцом Шарон.

В последние годы Армстронг и предполагаемая дочь, которая теперь носит имя Шарон Престон Фольта, публиковала различные письма между ней и ее отцом. Письма, датированные еще в 1968 году, доказывают, что Армстронг действительно всегда верил, что Шарон — его дочь, и что он даже заплатил за ее образование и дом, среди прочего, на протяжении всей своей жизни. Возможно, наиболее важно, что в письмах также подробно описывается отцовская любовь Армстронга к Шарон.

В то время как только анализ ДНК может официально доказать, существуют ли кровные отношения между Армстронгом и Шарон, и один из них никогда не проводился между верующими, верующие и скептики могут, по крайней мере, договориться об одном : Странное сходство Шарона с легендой джаза.

Мне не нужна консерватория — моя жена знает все!

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая оказала на него как на музыканта крайне положительное влияние. Причем как в плане музыки, так и в жизни. Она развивала его музыкальный вкус, практические знания и заставляла «пробиваться» в профессии. Пробиваться ему, к слову, было не так уж сложно.

Как мы уже отмечали, уже в юном возрасте Луи заработал репутацию если не гения, то очень талантливого и яркого профессионала. Лил считала, что Оливер заслоняет Армстронга, не дает ему расти творчески. Именно она настояла на том, чтобы Луи организовал собственный коллектив. История подтвердила ее правоту.

Однако если касательно творчества в семье Армстронгов разногласий не было, то по личным вопросам сразу возникло болезненное противоречие. Дело в том, что Лил не нравилось, что у ее супруга на иждивении был больной ребенок.

Она считала, что, раз Луи не отец, то никому ничего и не должен, да и с юридической точки зрения усыновление Кларенса — просто липа. К тому же неуклюжий, застрявший в трехлетнем возрасте, Кларенс раздражал девушку до крайности. Тот, кого Армстронг считал своим сыном, и та, кого он считал своей женой, не могли сосуществовать.

Забегая вперед, скажем, что о Кларенсе Луи заботился всю свою жизнь (даже устроил ему брак с некой дамой, с которой Кларенс долго жил нормальной семьей в хорошем доме). Своих детей у музыканта не было. Кларенс на двадцать лет пережил приемного отца. Где провел все эти годы, после кончины Луи и жены, «человек дождя» — никто толком не знал и особенно не интересовался.

Поздняя карьера

Армстронг продолжал изнурительное расписание гастролей в конце 50-х годов, и оно настигло его в 1959 году, когда у него случился сердечный приступ во время путешествия в Сполето, Италия. Музыкант не позволил этому инциденту остановить его, однако, и после нескольких недель отдыха он вернулся в путь, выступая 300 ночей в год в 1960-х годах.

Армстронг все еще был популярен во всем мире в 1963 году, но не сделал рекорд за два года. В декабре того же года его вызвали в студию, чтобы записать заглавный номер бродвейского шоу, которое еще не открылось: Привет, Долли!

Пластинка была выпущена в 1964 году и быстро поднялась на вершину хит-парадов, попав в слот № 1 в мае 1964 года, и сбив Beatles с вершины на вершине битломании.

Эта вновь обретенная популярность представила Армстронга новой, более молодой аудитории, и он продолжал делать успешные записи и концертные выступления в течение оставшегося десятилетия, даже взломав «Железный занавес», совершив турне по коммунистическим странам, таким как Восточный Берлин и Чехословакия в 1965 году.

«Какой чудесный мир»

В 1967 году Армстронг записал новую балладу «Какой чудесный мир». В отличие от большинства его записей эпохи, песня не содержит трубы и помещает гравийный голос Армстронга в гущу струнных и ангельских голосов. «Какой чудесный мир» получил небольшое повышение в Соединенных Штатах. Мелодия стала хитом № 1 во всем мире, в том числе в Англии и Южной Африке, и в итоге стала одной из самых любимых песен Армстронга после того, как она была использована в фильме Робина Уильямса 1986 года «Доброе утро, Вьетнам».

Последние годы

К 1968 году изнурительный образ жизни Армстронга наконец настиг его. Проблемы с сердцем и почками заставили его прекратить выступление в 1969 году. В том же году скончался его давний менеджер Джо Глейзер. Армстронг провел большую часть этого года дома, но ему удавалось продолжать ежедневно практиковать игру на трубе.

К лету 1970 года Армстронгу снова разрешили выступать публично и играть на трубе. После успешного участия в Лас-Вегасе Армстронг начал принимать участие по всему миру, в том числе в Лондоне и Вашингтоне, в Нью-Йорке он выступал в течение двух недель в нью-йоркской «Уолдорф-Астория». Однако, сердечный приступ, через два дня после концерта в Вальдорфе, отодвинул его на два месяца.

Армстронг вернулся домой в мае 1971 года, и хотя он вскоре возобновил игру и пообещал снова выступить публично, он умер во сне 6 июля 1971 года в своем доме в Квинсе, Нью-Йорк.

Смерть

В возрасте пятидесяти восьми лет легендарный джазмен переносит инфаркт, но продолжает активно и самозабвенно работать. Выступает с концертами, записывает новые песни, принимает участие в известном мюзикле “Привет, Долли! ”.

Активная жизнерадостная позиция продлила его жизненный путь еще на десять лет. Армстронг умирает в возрасте семидесяти лет от сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.

О смерти джазового кумира было объявлено во всех крупных мировых газетах. Утрата, которую понес американский мир искусства, не восполнится никогда.

Наследие Сачт

После его смерти рост Армстронга только продолжал расти. В 1980-х и 90-х годах молодые афро-американские джазовые музыканты, такие как Уинтон Марсалис, Джон Фаддис и Николас Пэйтон, начали говорить о важности Армстронга, как музыканта и человека.

Серия новых биографий об Армстронге совершенно ясно прояснила его роль пионера гражданских прав и, впоследствии, выступая за использование всей своей карьеры, а не только революционных записей 1920-х годов.

Дом Армстронга в Короне, Квинс был объявлен национальным историческим памятником в 1977 году; сегодня в этом доме находится Дом-музей Луи Армстронга, который ежегодно принимает тысячи посетителей со всего мира.

Одна из самых важных фигур в музыке 20-го века, инновации Армстронга как трубача и вокалиста широко известны сегодня и будут оставаться в течение десятилетий.

Ссылка на основную публикацию
Похожее