| Юрий Алексеевич Цурило | |
| Дата рождения: | 10 декабря 1946(1946-12-10) (74 года) |
| Место рождения: | Вязники, СССР |
| Гражданство: | СССР СССР → Россия Россия |
| Профессия: | Актёр |
Ю́рий Алексе́евич Цури́ло
(род. 10 декабря 1946 года, Вязники) — советский и российский актёр театра и кино.
Биография
Юрий Цурило родился 10 декабря 1946 года в Вязниках Владимирской области в цыганской семье.
Окончил Ярославское театральное училище. Работал в Новгородском театре, театрах Горького, Новосибирска, Норильска.
Сейчас работает в Александринском театре в Санкт-Петербурге.
Награждён медалью министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества».
Известность к Цурило пришла, когда ему было уже за 50, после главной роли в фильме Алексея Германа «Хрусталёв, машину!».
Работа в сериалах
Типичный типаж его киногероев был представлен в таких картинах, как «Диверсант», «Убойная сила», «Бандитский Петербург».
Военные образы органично сливались с характерными чертами личности артиста. Сам актер неоднократно заявлял о важности в первую очередь качественно изобразить героя, независимо от его профессии в сюжете.
В военной драме «Поп» для Юрия Цурило была уготована роль нетипичного для себя Отца Сергия, который погибает по пути домой. Сюжетная линия была направлена в адрес церковной тематики. В этом образе актер представлен в неожиданном обличии.
Главная роль в фильме «Овсянки» принесла актеру мировую славу. Картина оставила положительные отзывы у кинокритиков. Венецианский кинофестиваль стал тому подтверждением. Награда Ника была вручена творческому коллективу, который работал над созданием картины.
Фильм «Вкус граната», в котором исполнение роли шейха Юрий Цурило разрушил стереотипы о типаже военного генерала, обращает взор зрителя к способности перевоплощаться талантливого артиста.
Еще одну роль, разрушающая стереотипы, Юрий Цурило испробовал в фильме «Вкус граната». Роль шейха Надира была представлена в образе мужчины, пережившего личную трагедию.
Особое внимание зрителей привлек исторический персонаж, маршал Советского Союза Павел Рыбалко в фильме «Жуков». Юрий Алексеевич с большой ответственностью отнесся к воспроизведению известной фигуры военного времени.
Творчество
Фильмография
- 1966 — Королевская регата — Марко, гребец, артист театра «Ромэн»
- 1984 — Блистающий мир — хозяин гостиницы
- 1985 — Картина — эпизод
- 1992 — Гонгофер — телохранитель Ганны
- 1992 — Ермак — турецкий посол
- 1993 — Баллада для Байрона
- 1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант — бандит
- 1993 — Чёрная акула — Карахан
- 1998 — ЖПО (Железная пята олигархии) — официант
- 1998 — Хрусталёв, машину! — генерал-майор медицинской службы Клёнский
- 2000 — В августе 44-го… — заместитель Наркома госбезопасности
- 2002 — Копейка — Виктор
- 2002 — Нож в облаках — Аурэло Чорба
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 4.»Арестант» — Семёнов
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 5. «Опер» — Семёнов
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 6. «Журналист» — Семёнов
- 2003 — Моя граница
- 2003 — Стилет
- 2003 — Убойная сила-5 — Ермолаев
- 2003 — Тяжёлый песок — Авраам Матвеевич Рахленко, отец Рахиль
- 2004 — Грехи отцов — Ковалёв
- 2004 — Диверсант — начальник санитарного поезда
- 2004 — Красная площадь — Жаров, генерал
- 2004 — Личный номер — Карпов, генерал
- 2004 — Строптивая мишень — Крёстный
- 2004 — Честь имею — Примаков, полковник
- 2004 — Чудная долина — министр
- 2005 — Казус Кукоцкого — Павел Алексеевич Кукоцкий, врач-гинеколог
- 2005 — Гибель империи — Стеклов
- 2005 — Херувим — отец Стаса
- 2005 — Чёрный принц — Пётр I
- 2006 — Андерсен. Жизнь без любви — Бертель Торвальдсен
- 2006 — Грозовые ворота — отчим Кости
- 2006 — Питер FM — генерал-майор
- 2006 — Седьмое небо — Тимофей Кольцов
- 2006 — Театр обречённых — Пётр Петрович Грановский, старший брат главного режиссёра
- 2007 — Луна в зените — Гаршин
- 2007 — Ночные сёстры — Пётр Петрович, шеф
- 2007 — На крыше мира — Рыков
- 2007 — Нулевой километр — Бондарев
- 2007 — Руд и Сэм — босс
- 2007 — Саквояж со светлым будущим — Тимофей Кольцов
- 2007 — Телохранитель — Константин Фёдорович Шахнов
- 2007 — Тяжёлый песок — Авраам Рахленко, отец Рахиль
- 2008 — Спасите наши души — товарищ Гульдт
- 2008 — Оружие — Валентин Лобутинский, конструктор
- 2008 — Тариф Новогодний — высокий человек в автобусе
- 2008 — Обитаемый остров — генерал
- 2008 — Петля Нестерова
- 2008 — Парижане
- 2009 — Телохранитель 2 — Ребров
- 2010 — ПираМММида — генерал
- 2010 — Поп — Сергий (Воскресенский), митрополит
- 2010 — Овсянки — Мирон Алексеевич, директор целлюлозно-бумажного комбината
- 2010 — Телохранитель 3 — Ребров
- 2010 — Золотой капкан — Станислав Палыч Буров
- 2011 — Псевдоним «Албанец» (телесериал)-4 — Булдаков, бизнесмен
- 2011 — Вкус граната (телесериал) — Шейх Надир
- 2012 — Жуков — Рыбалко, маршал
- 2012 — Катина любовь — Тимофей Фадеев
- 2012 — МУР. Третий фронт — Николай Герасимович Степанов, начальник МУРа
- 2012 — ЧС — чрезвычайная ситуация (7-я серия) — Стасик
- 2012 — Синдром дракона — Михаил Иванович, генерал ФСБ
- 2012 — «Зоннентау» — Гарсия
- 2013 — Хайтарма — Васильев, генерал Особого отдела
- 2013 — Трудно быть богом — Пампа, барон
- 2014 — Дурак — Богачёв, заместитель мэра
- 2014 — Вий — Сотник
- 2014 — Дубровский — Кирилл Петрович Троекуров
- 2014 — Аромат шиповника — Фёдор Иванович Задорожный, директор ткацкой фабрики
- 2014 — Залётчики — Кочерыга, генерал
- 2014 — Поиск — полковник
Юрий Цурило ― первые роли в кино
На сцене кинематографии Юрий Алексеевич появился в 1966 году. В кинокартине «Королевская регата» он сыграл артиста цыганского театра. «Русская душа» молодого актера тесно переплеталась с выразительной внешностью цыганских кровей.
Большая популярность настигла актера в фильме «Хрусталев, машину». В этом фильме он сыграл главную роль – генерал майора медицинской службы Кленского Юрия Георгиевича. Работа над фильмом продолжалась 7 лет из-за проблем с финансированием.
В связи с условиями подписанного контракта на весь период съемок ему запрещалось принимать участие в других фильмах. На Каннском кинофестивале критики неоднозначно восприняли сюжет картины. Однако, высокую оценку работа получила и на экранах российского кино.
Вместе с громким успехом на молодого актера посыпались множественные предложения от режиссеров. В кино Юрий попал благодаря своим необычным физическим данным. Имея обаяние и харизму, актер обладал высоким ростом. Он избавлял гримеров от проведения большой работы над созданием яркой сценической внешности. А после взлета популярности до масштабов всеобщей узнаваемости, актера все больше воспринимали как сильная мужественная личность в амплуа военного человека, который добивается успехов путем применения волевых решений. Пронзительный уверенный взгляд, звонкий голос придавал его героям особую характерность.
Отрывок, характеризующий Цурило, Юрий Алексеевич
– Я пойду, – сказала Соня. – Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова. – Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор. – А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. – Да как же, он так и говорит? – Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали… – Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна. – Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь. – А как это в амбаре гадают? – спросила Соня. – Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает… – Мама расскажите, что с вами было в амбаре? Пелагея Даниловна улыбнулась. – Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая. «Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!» Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа. На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело. «Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью. С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал: – Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться. – Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони. Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему. «Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки. – Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца. Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками. Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве. – Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он. – Да, – отвечала Соня. – А тебе ? На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод. – Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони. – Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости. – Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада? – Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней. – Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А? – Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал. «Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо». – Так ты рада, и я хорошо сделал?
Юрий Цурило ― первые шаги в творчестве
Постоянное безденежье и серые будни подтолкнули юнца записаться на театральный кружок. Увлечение стремительно переросло в более серьезное отношение к драматургическому направлению. По удачному стечению обстоятельств перспективный парень получил рекомендательное письмо от советского актера Евгения Кузнецова.
Но путь будущего артиста протекал через неудавшиеся попытки поступления в школу МХАТ в Москве, а также Щукинское училище. Провальные пробы не повлияли на Юру опустить руки. Он продолжил поиск пристанища для обуздания полюбившейся профессии.
