Россия, Московская область, Одинцово
Телефон:
+7 (916) 509-63-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—21:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Личная жизнь и ориентация Жана Маре

Ценителям французского кино знакомо имя блистательного актера Жана Маре. Принц Обаяния — так восторженно называли его почитатели. Творческая карьера и фильмография артиста знакома многим. А вот личная жизнь Жана Маре овеяна ореолом тайн, загадок и недомолвок.

Дата и место рождения: 11.12.1913 Франция. Шербур.
Знак зодиака: Стрелец
Образование: курсы актерского мастерства Шарля Дюллена
Семейное положение: разведен, детей нет

Немного о биографии

Родился Жан в Шербуре в декабре 1913 года. Отец — Альфред Маре был человеком добропорядочным, работал ветеринаром. Мать мальчика, Элин Маре, была профессиональной аферисткой. Родители разошлись, поскольку отец не смог смириться с криминальным поведением супруги.

image

К тому времени в семье рос четырехлетний Анри. Своей старшей сестры Мадлен Жан не помнил, поскольку девочка умерла до его рождения. Мать, будучи уверенной в том, что третьим ребенком станет дочка, тяжело, вплоть до депрессии, переживала появление на свет ребенка мужского пола.

Отсутствие мужского начала в воспитании мальчишки и подсознательное нежелание матери иметь еще одного сына сыграли свою судьбоносную роль в личностном формировании ребенка.

Миловидная внешность и неудержимое желание примерять на себя предметы дамского туалета вызывали умиление у окружающих. Жану нравилось, что его принимают за девочку. В таком виде не стыдился выходить на улицу и не считал свое поведение неприемлемым.

image

Вскоре после развода Элин с сыновьями переехала в Париж. Город был выбран по двум причинам. Первая – большие возможности для криминального ремесла, вторая – возможность оставлять детей на родственников – парижан. Мать не занималась воспитанием детей в той мере, в какой должна была это делать. Более того, часто мальчишки оставались на попечении бабушки и тети, поскольку горе-родительница пропадала на длительное время. Ее отсутствие взрослые объясняли деловыми отъездами. На самом же деле пагубное пристрастие Элин Маре к воровству и махинациям частенько приводило женщину на тюремные нары.

Жан рос практически на улице. Тетя и бабушка решали лишь его проблемы с едой, одеждой и кровом над головой. Мальчишка слыл величайшим лгуном, драчуном и воришкой. Учился настолько плохо, что вынужден был сменить несколько школ. Учителям дерзил и не признавал никаких авторитетов. Его уличное прозвище “монстр с ангельским лицом” целиком соответствовало образу жизни безнадзорного ребенка.

image

Но даже у такого, казалось бы, непутёвого подростка была мечта стать актером, сниматься в кино. В стремлении реализовать ее парень не отказывался ни от какой работы. Оставив школьное обучение, в возрасте 15 лет Жан начал осваивать рабочую специальность на заводе. Позже помогал фотографу в качестве подмастерья, извлекая из этого выгоду для себя: распечатывал личные фотографии и разносил их по киностудиям города.

В детские годы Жан наивно полагал, что обучаться актерскому ремеслу не обязательно, ведь он лучше всех из сверстников декламирует стихи. А уж как разыгрывает преподавателей, наряжаясь в женские платья! Когда же понял, что учиться все же придется, озадачился выбором соответствующего учебного заведения.

image

В молодости трижды предпринимал попытки поступить в театральный ВУЗ и трижды терпел поражение. Исчерпав все шансы стать актером, юноша поступил на платные, причем довольно дорогостоящие курсы актерского мастерства Шарля Дюллена. А чтобы оплачивать обучение, бесплатно трудился в театре статистом.

Окончив курсы, Жан был принят в театр, но, к своему разочарованию, довольствовался лишь эпизодическими ролями. Ни высокий рост (1 метр 82 сантиметра), ни эффектная внешность не привлекали внимание режиссеров. Сколько лет продолжалось бы его актерская невостребованность, неизвестно.

image

Наступила Вторая мировая война. Вместе со многими актер пошел в действующую армию. Все годы службы был водителем бензовоза. Не раз приходилось проводить машину по минному полю, под шквалом артиллерийских ударов. Не раз рисковал жизнью и героем себя никогда не считал. Однако командование по достоинству оценило героизм солдата и наградило его Военным крестом.

Была ли у Жана Маре жена?

В свете некоторых подробностей личной жизни актера этот риторический вопрос волнует многих поклонников его творчества. Да, Жан Маре состоял в браке, в которым завершилась история его любви с актрисой Милой Пароли.

Молодые люди познакомились на съемках картины «Кровать с балдахином». Их брак продлился недолго, всего два года. Дети у супругов так и не родились, посему расставание Жана и Милы было безболезненным.

Некоторое время ходили упорные слухи о романтических отношениях актера с Марлен Дитрих. Причиной тому стала фотография актрисы с многозначительной надписью «Возьмешь меня замуж?». На самом же деле Жан и Марлен связывали дружба и общее дело, которому оба великих актера отдали свою жизнь.

Жан Маре пытался выстраивать и более серьезные отношения, совсем не прочь был стать отцом. Однако, ни одна из его возлюбленных не осчастливила его ни сыном, ни дочкой. Сексуальные связи с французскими красотками терпели фиаско, поскольку актер никого из них не смог полюбить.

Судьба оказалась благосклонной к талантливому актеру и в 1963 году одарила его возможностью стать отцом. Жан Маре усыновил мальчишку-цыганёнка. Серж Мараис, так звали приемного сына, был сиротой. Парень был настолько подавлен и разочарован жизнью, что вновь испечённому отцу пришлось приложить немало усилий, чтобы сердце его оттаяло и он по-новому смог посмотреть на жизнь.

Жан Маре с сыном

Другие грани таланта

Жан Маре прекрасно рисовал, и всегда находил время, чтобы посвятить его этому занятию. Он любил изображать портреты друзей и коллег и, кроме того, делал наброски будущих скульптур. Ваяние было его страстью и неизменно ему удавалось.

В конце жизни на вилле под Каннами Маре отвел большое помещение под мастерскую и в нем в одиночестве творил. Эльдар Рязанов, снимая передачу о знаменитом актере, был удивлен его мастерством скульптора. Произведения Маре хвалили и Пабло Пикассо, и другие известные художники.

Ориентация французского актера

Гомосексуальные наклонности практически с детства были присущи Маре. Первым его мужчиной стал любовник матери Жак де Баланси, картежник и плут. Вспоминая об этой связи, актер говорит лишь о чувстве любопытства, но не о страхе и стыде. Когда Жан понял про себя, что он гей, пытался неоднократно сменить ориентацию гомосексуалиста, переключаясь на любовные связи с представительницами прекрасного пола, но природа брала свое.

Жан Маре и Жан Кокто

В 1937 году судьба подарила Маре встречу с человеком, изменившим не только его актерскую карьеру, но и личную жизнь. Это был Жан Кокто — режиссер, драматург, писатель, поэт и художник. Заметив нашего героя на репетиции спектакля, он решил дать шанс недостаточно востребованному в профессии, но красивому и импозантному актеру и пригласил его на главную роль в своем фильме “Рыцари круглого стола”. Впоследствии Кокто отдавал своему актеру лучшие роли в известных фильмах.

Между двумя Жанами завязался роман, о котором ходило много невероятных слухов. Увлеченные отношениями, они не обращали на слухи никакого внимания, всюду появлялись вместе. Дело дошло до того, что молодые люди признались друг другу в далеко не платонической любви. И хотя Жан Маре ответил взаимностью на любовное признание партнера исключительно из стремления устроить свою карьеру, очень скоро полюбил Кокто всем сердцем и пронес эту любовь через всю жизнь.

Их порочная связь продолжалась долгие 26 лет. За эти годы Жан Кокто многое сделал для своего возлюбленного. Он был для него не только любовником, но и отцом, и наставником. Много усилий приложил к тому, чтобы восполнить пробелы в образовании Маре, воспитать у него изысканный вкус и сформировать стиль. В стремлении показать ему мир, драматург побывал с подопечным во многих странах. Познакомил со многими влиятельными людьми. К тому же, в творческом плане прекрасно дополняли друг друга: Кокто писал прекрасные сценарии, а Маре воплощал их на экране.

Гибель старшего друга, которого убил опиум, стала большим ударом для актера. Через год после смерти Кокто Жан Маре поставил спектакль под символическим названием “Кокто – Маре”. Этой работой актер увековечил память об их столь долгих и близких отношениях.

Но жизнь продолжается. Вскоре Жан Маре нашел утешение в лице молодого танцовщика Джоржа Райха, связь с которым длилась более 10 лет. Все его мужчины обожали кинокумира.

Джордж Райх и Жан Маре

Фильмы с участием актера и главные роли

Творческий период великого актера — с 1933 по 2010 годы. Кинозвезда, кумир миллионов зрителей не только во Франции, но и во многих странах мира, в жизни Жан Маре был несколько скромным, добродушным и отзывчивым человеком. Несмотря на всемирную популярность, совершенно не страдал звездной болезнью.

Талант актера поистине многогранен. Ему были доступны все жанры: от комедии до трагедии. Создав на экране образы романтических и благородных героев, таких как граф Монте-Кристо, д’Артаньян, он с легкостью переключился на фантазийного Фантомаса.

Фильмография и список фильмов актера насчитывает более ста разножанровых картин. Все трюки в кинофильмах выполнял самостоятельно. Отлично владел шпагой, верховой ездой. Совершал различной сложности прыжки с мостов, крыш, из окон и с деревьев. Иногда приходилось делать несколько дублей, но Маре не сдавался и доводил все до идеального результата. Именно за его неподдельное мужество и отвагу в актера были влюблены многие женщины мира.

Началось все с гала-концерта Союза артистов, где актеры выполняли трюки. Жан исполнил номер “Газовый рожок”. Он выходил на арену в цирке, в образе пьяницы и просил прикурить. У служителя спичек не оказалось и он предложил прикурить от газового рожка, который находился на шесте высотой восемьнадцать метров. Изображая пьяного Маре с ловкостью обезьяны забрался на верх и прикурил, покачиваясь на шесте.

Получив негласный титул востребованного актера Франции, Жан работал с лучшими режиссерами: Лукино Висконти, Абель Ганс и др.

В историческом фильме режиссера Андре Юнибеля “Капитан” герой Жана Маре спасает великого Людовика XIII. Картина потрясает игрой талантливого актера и костюмами той эпохи, которые смотрятся на Маре просто восхитительно.

Жану Маре посчастливилось сниматься в главной роли поистине великого бестселлера французского кинематографа «Граф Монте-Кристо». Фильм имел потрясающий успех. Роль графа признана блестящей работой актера. Впечатляют костюмы и декорации, сама съемка.

Трилогия “Фантомас” принесла Маре очередной творческий успех. Мужественный образ Жана и комедийный талант Луи де Фюнеса органично переплетались в сюжете. Он сыграл две роли: преступника в маске и в роли журналиста Фандора.

Предшествующим “Фантомасу” был исторический фильм “Горбун”. Актер мастерски менял облик шевалье Лагардера на мрачного и нелюдимого горбуна. Фильм наполнен сценами схваток, дуэлей, что держит зрителя в напряжении и подогревает интерес к картине.

В фильме по произведениям Александра Дюма — отца “Железная Маска” Жан Маре восхитительно воплотил романтичный и мужественный образ д’Артаньяна.

Нередко в интернете встретишь запрос кто озвучивал актера. В фильме “Фантомас” как в и в других культовах картинах Жана дублировал Владимир Дружников.

Жан Маре. Роман с жизнью.

Саша Гитри, у которого Маре сыграл в ленте «Если бы нам рассказали о Париже», Лукино Висконти, доверивший Маре роль в киноверсии романа Достоевского «Белые ночи». Всемирную известность Маре принесла экранизация «Графа Монте-Кристо», снятая Робером Верни: после нее женщины всего мира стали мечтать о французском красавце.

На съемках «Спальни старшеклассниц» Маре познакомился с Жанной Моро, игравшей там небольшую роль. Он был очарован ее талантом и задумал поставить специально для нее «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Ради этой постановки он перешел в Théâtre des Bouffes-Parisiens, где скоро стал художественным руководителем. Репетиции «Пигмалиона», где Маре снова был режиссером, декоратором и актером, он вел параллельно со съемками в картине Марка Аллегре «Будущие звезды»: несколько месяцев Маре спал всего по два часа в сутки, зато и фильм, и спектакль пользовались большим успехом, а Жанна Моро обрела настоящую славу.

Жан Маре и Анни Жирардо На постановке пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях», где партнершей Маре была Анни Жирардо, Маре снова работал с Висконти, которого пригласил режиссером, – сам Маре не смог поставить спектакль: ведь в нем было всего две роли, и Маре решил, что он не будет разрываться напополам. «Театр был его миром, – вспоминал один из его друзей. – Он играл как жил, как дышал. Он всегда репетировал и всегда был недоволен собой. Театр был смыслом его существования». Конец пятидесятых Маре ознаменовал своей последней работой с Кокто – фильмом «Завещание Орфея», где сыграл Эдипа. Поэт – Кокто – вспоминает свою жизнь, пытаясь вернуть вдохновение и одержимость, и вместе с ним в кадре Серж Лифарь, Франсуаза Саган, Юл Бриннер, Шарль Азнавур, Пабло Пикассо, Мария Казарес…

Жан Маре в фильме «Завещание Орфея»

Примерно в это же время началось долгое сотрудничество Маре с режиссером Андре Юнебелем, который снял подряд сразу несколько костюмных исторических фильмов с Маре: «Капитан», «Горбун», «Тайны Бургундского двора» (в оригинале называвшийся «Чудо волков»), «Парижские тайны»… Эти фильмы, полные приключений и трюков, вывели популярность Маре на новый виток: теперь он был известен не как романтический герой-любовник своих прежних фильмов, страдающий и мучающийся, а как настоящий герой, шпагой и отвагой завоевывающий мир.

Жан Маре в «Капитане»

По воспоминаниям, Юнебель пригласил Маре на съемки, когда увидел, как он лихо повторил сложный трюк во время циркового выступления. Он признавался: «Обычно актеры, целиком состоящие из мускулов, не обладают психологической глубиной. Нельзя требовать от Геркулеса из Чинечиты, чтобы он был даровитым исполнителем. Но Маре – о, с ним я держал в руках редчайшую птицу». Фильмы Юнебеля побили все рекорды по сборам, и до сих пор остаются невероятно популярными. Конечно, все трюки Маре исполнял сам, хотя дело никогда не обходилось без несчастных случаев: на съемках сцены из «Капитана», где герой Маре взбирается на высокую башню с помощью двух кинжалов, на одном из дублей он сорвался и упал с пятиметровой высоты. К счастью, обошлось без травм.

Жан Маре с поклонницами

Когда Маре спрашивали, как он готовит свои трюки, он отвечал: «Часто режиссеры приглашают каскадеров, чтобы исполнить тот или иной трюк. Они репетируют, я смотрю – и потом делаю трюк сам». На самом деле все трюки были тщательно отрепетированы вплоть до самого мелкого жеста. При этом Маре никогда не занимался спортом, ограничиваясь лишь лыжными прогулками зимой и плаванием летом.

С Марлен Дитрих

Успех, награды и толпы поклонников не вскружили ему голову. Он по-прежнему не верил, что все восторги зрителей и критиков относятся к нему, и оставался тем самым добрым, радостным и честным парнем, которым решил когда-то стать. «Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме «дураков», не строил из себя важную персону, подобно другим известным актерам. Жан Маре был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей, плохо переносил, когда ему противоречили», – писал его биограф Кароль Вайсвайлер.

Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре и Ален Делон

Вместе с Фернанделем он основал и несколько лет возглавлял Общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность из-за болезни или несчастного случая. Оно оказывало финансовую помощь, помогало в организации лечения или отдыха. Маре никогда не страдал «звездной болезнью», не относился к себе всерьез. «Я – лентяй, – писал Маре о себе, – и никогда этого от себя не скрывал. Все, что меня не забавляет, кажется мне смертельно скучным, а игра, насколько мне известно, не требует особых усилий – поэтому я всегда играл. Я играю в театре, в кино точно так же, как я играю, когда рисую, пишу картины, леплю, занимаюсь постановкой спектаклей, создаю декорации. Я играю до изнеможения то в актера, то в гончара. Я играю сам с собой, против самого себя, будучи одновременно ребенком, взрослым, стариком…»

Жан Маре и Ален Делон

Только разговоров о своей личной жизни он не любил. Когда известия о его связи с Кокто только начали распространяться, он получал множество гневных писем, и очень тяжело переживал любые скандалы вокруг своего имени, или вокруг своих друзей. Маре не скрывал свою сексуальную ориентацию, но никогда и не подчеркивал ее; говорил об этом без стеснения и без комплексов, но никогда не поддерживал шуток на эту тему. Как актер он чувствовал себя лучше в компании женщин.

С Марией Казарес

Маре был пунктуален и требовал того же от других – однажды, например, один режиссер на две минуты опоздал на назначенную встречу, и рассерженный Маре заметил ему: «Если бы я был поездом, вы бы меня уже пропустили. Значит, я вам менее важен, чем поезд». Зато он умел быть щедрым, тактичным и деликатным. Рассказывают, что однажды в аэропорту он купил билет для женщины, которой не хватало денег на дорогу домой, а его подруги вспоминают, что такси, которое ждало их после обеда с Маре, всегда оказывалось заранее оплаченным – актер считал, что такси должен оплачивать мужчина.

Жан Маре и Даниэль Делорм

Однако и Маре, который со стороны казался принцем из сказки, начинают настигать проблемы. Тяжело заболел его брат Анри, и Жану пришлось перевезти его к себе. Примерно в это же время Маре получил письмо из родного Шербура, в котором не бывал с детства, – оказывается, его отец, которого он не видел несколько десятилетий, тяжело болен и хочет с ним повидаться. Маре несколько раз ездил в Шербур на свидания, пытаясь хотя бы теперь узнать своего отца поближе, пока наконец Альфред Маре не скончался. Вскоре умер и Анри…

Через несколько месяцев к Жану Маре пришел один журналист, который сначала беседовал с актером о его ролях, а затем признался, что он – его двоюродный брат, племянник настоящего отца Маре Эжена Удая: Анриетта всю жизнь любила другого, однако тот был женат. Анриетта призналась, что Удай и правда был настоящим отцом всех ее детей – Альфред был бесплоден… Скоро Анриетта перебралась к сыну – она была стара, больна, к тому же постепенно теряла рассудок.

С матерью Наконец, его друг последних лет, танцовщик Жорж Райх, покинул актера. Почувствовав себя одиноким, Маре решается на серьезный шаг – по примеру Кокто, который когда-то усыновил Эдуара Дермита, он усыновил юношу-цыгана Сержа, с которым случайно познакомился в баре. Сержу было девятнадцать, у него не было родителей, профессии, увлечений – и Маре с энтузиазмом взял на себя ответственность за жизнь юноши. Он воспитывал его, пытался привить ему любовь к театру, занимал на съемках фильмов, где играл сам, нанял ему преподавателя по вокалу и даже договорился с композитором Жаниной Берти, чтобы она написала музыку к стихам, которые Кокто написал для самого Маре. Он хотел, чтобы Серж записал их на пластинку, однако его приемного сына больше интересовали женщины и гулянки, чем песни, которые он счел старомодными и непонятными. Пластинку Маре записал сам.

С Мишель Морган

Со временем связь отца и его приемного сына все слабела. Серж жил отдельно и очень редко навещал Маре. Много лет спустя Жорж Райх вспомнил, что Маре говорил ему: «Если бы ты меня не оставил, у меня не было бы катастрофы – Сержа». И словно этого было мало – тяжело заболел Жан Кокто, человек, который был учителем, смыслом жизни и главной любовью Жана Маре. Он бросил все свои дела, снова переехал к Кокто и преданно ухаживал за ним до конца его дней. 11 октября 1963 года стало известно о смерти Эдит Пиаф, давней подруги Кокто. Узнав об этом, он сказал: «Это известие не дает мне дышать…» – и вскоре, готовясь зачитать по радио траурную речь, скончался от отека легких. По признанию Маре, это была самая тяжелая минута его жизни. В своеобразном письме-некрологе, адресованном Кокто, он признавался: «Жан, я люблю тебя. Ты сказал в «Завещании Орфея»: «Сделайте вид, что вы плачете, друзья мои, потому что поэт только делает вид, что он мертв». Жан, я не плачу. Я засну. Я засну, глядя на тебя, и умру, потому что с этих пор буду лишь делать вид, что живу»… Еще через год, 15 сентября, скончалась мать Маре.

Маре с портретом Жана Кокто

После смерти Кокто Маре выполняет желание своего великого друга – ставит его последнюю пьесу «Ученик дьявола». Он снова играл, ставил, декорировал, шил костюмы… Спектакль не имел ожидаемого успеха, однако Маре был счастлив хотя бы тем, что пьеса Кокто увидела свет. По признанию его друзей, вся его жизнь вращалась вокруг Кокто, он делал все в его честь и ради его памяти. Говорят, именно по совету Кокто Маре начал сниматься в экранизации приключений Фантомаса – пародийном сериале по мотивам произведений Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Успех этих фильмов был настолько предсказуем, что съемки второй и третьей частей начались еще до того, как был закончен монтаж первой. Маре, исполнивший в трилогии роли самого Фантомаса, его протагониста журналиста Фандора и еще кучу ролей, стал невероятно популярен во всем мире и так возненавидел эти фильмы, что вместо запланированных изначально пяти картин было снято всего три.

Жан Маре в роли Фантомаса (1964)

По иронии судьбы, фильмы про Фантомаса стали фактически концом карьеры Маре в кино – с тех пор он появлялся в кино лишь эпизодически. «Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал», – вспоминал Маре. Последнюю крупную роль он сыграл в 1970 году в «Ослиной шкуре» Жака Деми.

Актер, уставший от ролей романтичных красавцев и благородных дворян, практически полностью сосредоточился на работе в театре. «…Я ни с чем не могу сравнить то чувство полного счастья, когда я выхожу на сцену или же получаю роль, которая мне нравится, – признавался он. – К сожалению, эту страсть невозможно объяснить людям, не связанным с театром. Это одновременно и ужасно, и прекрасно». Он сыграл множество самых разных ролей в самых разных спектаклях – в «Тартюфе» Мольера и «Сиде» Корнеля, современных комедиях и «Короле Лире» Шекспира. Один из критиков писал: «Шекспир – это высоченная гора, убивающая слабых и самонадеянных, дерзнувших на покорение ее. И что же? Маре достиг вершины. Я не знаю сейчас равного ему в трагедии. Не знаю актера, у которого была бы такая же глубина чувства. Его Лир – глыба эмоций, вулкан, извергающий раскаленную лаву страданий и гнева».

Портрет Кокто. Художник Леон Бакст. Маре заново поставил пьесы Кокто – «Ужасные родители» (сыграв на этот раз отца) и «Царь Эдип». В 1972 году в спектакле Мориса Бежара «Памяти Жана Кокто. Ангел Эртебиз» он сыграл Поэта – образ, воплощавший душу Кокто, а в 1983 поставил в Théâtre de l’Atelier пьесу «Кокто-Маре», которую вместе с Жаном-Люком Тардье написал, основываясь на своей личной переписке с Кокто. С этим спектаклем он объездил полмира, отдавая дань уважения человеку, который стал для него смыслом жизни. Потом он поставит еще две пьесы Кокто – «Вакха» и «Священных чудовищ», напишет книгу воспоминаний о Кокто, возьмет на себя заботы о его творческом наследии. «Для меня он всегда был примером, – говорил Маре, – я старался быть похожим на него. Он был на недосягаемой высоте, и я пытался подняться на его уровень, и поэтому я не остался внизу, где был до встречи с ним. Для меня он не умер, потому что я продолжал думать о нем».

Последние двадцать лет он словно прожил в тени самого себя. Маре оставил Париж и купил дом на Лазурном берегу, в городке Валларис, который называл «Внутренний двор» и где жил очень тихо и уединенно. Друзья говорили, что он любил одиночество, как другие любят солнце. В Валларисе Маре смог наконец полностью отдаться рисованию, на которое раньше у него очень редко находилось время, а также заняться скульптурой и гончарным делом.

Он познакомился с семьей гончаров Джо и Нини Паскали, которые сначала обучали его азам своего ремесла, а затем стали его ближайшими друзьями. Маре лепил женщин с глазами оленей, людей, слившихся вместе и превратившихся в деревья, или водопады, статуэтки животных с человеческими лицами. Говорят, Пабло Пикассо, увидев некоторые скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора «тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре». А еще он рисовал иллюстрации к книгам и сочинял сказки, создавал костюмы к спектаклям и писал мемуары, даже пробовал себя в роли парфюмера.

Памятник Марселю Эме работы Жанa Маре, Париж В Валларисе Маре открыл небольшой магазин, где продавал свои работы – правда, далеко не все покупатели узнавали в благообразном седом бородаче когда-то знаменитого актера. А он не перестал ни сниматься, ни играть в театре: в 1994 году он сыграл в «Отверженных» Лелуша с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли, в 1996-м – в «Ускользающей красоте» Бернардо Бертолуччи, а еще через год вышел на сцену в роли Просперо в «Буре» Шекспира. В день премьеры Маре оказался в больнице: «Меня изобразили каким-то божеством, восседающем на облаке, – говорил в одном из последних интервью актер. – А я в этот день был на краю смерти. Служанка нашла меня лежащим на полу ванной без сознания и с температурой за сорок. Приятель, по профессии гинеколог (я, кстати, обожаю рассказывать всем, что у меня есть собственный гинеколог), доставил меня в госпиталь, где я полтора месяца пролежал в реанимации с двусторонним воспалением легких. Представляете себе, если бы я помер при таких-то афишах по городу. Это было бы верхом актерства!»

Друзья говорили, что Маре до конца своих дней оставался ребенком, и всю жизнь прожил играя. Он писал своему другу, поэту Роберу Лабади: «Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете. Снимите ваши искажающие очки. Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером». До последних дней Маре был уверен, что все его удачи – «череда счастливых несправедливостей». «Мне никогда ничего не доставалось от жизни, кроме самого лучшего, – говорил он. – Это несправедливо».

Жан Маре похоронен в Валлорисе на Старом кладбище Незадолго до смерти он сказал: «Я всегда прислушивался к своему сердцу, потому что оно – символ жизни. Я не боюсь смерти – наоборот, я хочу увидеть, как я умираю, чтобы понять, хорошо ли я сыграл все свои смерти на экране». Еще в 1988 году у актера обнаружили рак костного мозга, однако друзья отказались сообщать ему об этом. Он жил, считая свои недуги лишь спутниками старости, и лишь когда обострившиеся болезни не позволили ему поехать с театром в гастрольное турне, поверил в собственную смерть. «В моей жизни было столько счастья, что я не имею права жаловаться», – говорил он. В 1998 году он посетил вернисаж в Каннах, где выставлялись его работы – он с трудом передвигался, однако был по-прежнему весел и шутлив. «Я ожидаю свою смерть с крайним любопытством, – заявил он друзьям, – надо уметь подчиняться неизбежному». Он скончался 8 ноября 1998 года в больнице Канн от отека легких, как и Жан Кокто. Жана Маре похоронили на кладбище Валлариса, его могилу охраняют выполненные им львы с человеческими глазами.

Премьер-министр Франции Лионель Жюспен заявил по поводу смерти Маре, что «он создал за полвека свою актерскую вселенную, в которой талант выступил умноженным на мечту и на поэзию. Франция потеряла одного из самых выдающихся своих актеров и художников». Согласно его завещанию, все его имущество отошло супругам Паскали – верным друзьям его последних лет. Но Серж Маре оспорил завещание: все наследство Маре до сих пор находится под судебным арестом, и Серж бойкотирует все попытки примирения. Однако супругам Паскали удалось открыть в бывшем магазине Маре в Валларисе небольшой музей его памяти – в надежде, что когда-нибудь они смогут превратить его в настоящий мемориал.

Статья опубликована в книге В. Вульфа и С. Чеботарь «Великие имена ХХ века»

Причина смерти актера

Ничто не проходит бесследно. Многочисленные травмы, полученные актером при исполнении сложных трюков, дали о себе знать в старости. У Маре начались обмороки. При обследовании врачи поставили неутешительный диагноз: рак костного мозга. Он мужественно и терпеливо переносит боль. Пройдя курс лечения и приняв решение изменить течение своей жизни, актер уединился на своей вилле, понемногу рисовал и писал мемуары. Умер он 08.11.1998 в возрасте 85 лет. Причина смерти — отек легких. Не многие знают, где похоронен французский актер. Его могила находиться на Старом кладбище Валлориса, которою в январе 2021 ограбили вандалы, забрав с надгробия одну из фигур льва. Скульптуры выполнены по эскизам Жана Маре.

Немногие знают, но это остается фактом, что накануне кончины, почувствовав ухудшение, актер оставил аудиозапись своего обращения к поклонникам со словами искренней благодарности и признанием в любви всем зрителям его фильмов. Обращение было настолько трогательным, что, когда в день похорон оно прозвучало на соборной паперти Валориса, рыдали все собравшиеся. Дело дошло и до обмороков. Страна обожала своего кумира.

Личная жизнь Жана Маре неотъемлема от истории французского кинематографа. Огромный вклад талантливого актера в развитии отечественного искусства высоко оценил президент страны Жак Ширак. В интернете можно найти множество книг, написанных про французского актера и прочитать онлайн. В сети также имеется музыка группы Jean Mare, но ничего общего с героем нашей статьи она не имеет.

Смерть

В 1996 году Маре должен был принимать участие в постановке «Буря» по пьесе Шекспира. Накануне этого события актер попал под ливень, в результате чего у него возникло воспаление легких, поднялась высокая температура.

Артиста отправили в госпиталь, но через пару дней отпустили домой. Однако Жан Маре отнесся к состоянию своего здоровья с юмором. Он говорил, что не может умереть, когда весь город оклеен афишами с его изображением. Иначе это будет выглядеть, как будто он насмехается.

Несмотря на то что было проведено несколько операций и химиотерапий, актер не смог избавиться от своей болезни. Он умер на 85-ом году жизни, не отметив свой юбилей. Он завещал, чтобы в день похорон на соборной паперти вывесили его изображение с улыбкой, а из динамиков звучала его прощальная речь, которую он заранее записал.

Ссылка на основную публикацию
Похожее