Россия, Московская область, Одинцово
Телефон:
+7 (916) 509-63-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—21:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Традиционная свадьба в Калмыкии и её последовательность

Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.

Старинные обычаи калмыков

Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.

Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.

image

Знакомство и сватовство

Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.

  1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
  2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
  3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.

За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.

Свадебные торжества

Утром назначенного дня в доме жениха собирался свадебный поезд. Возглавлял его старший родич, брат отца или брат жениха. Также в числе сопровождающих были две почтенные замужние женщины и ближайший друг жениха. Выезжали заранее, чтобы успеть приехать до обеда. Причем выезжали и подъезжали к дому только справа, по солнцу, чтобы обеспечить удачу в деле. С собой везли готовую баранину и живого барашка, а также чайный лист, масло и сладости с выпечкой, гостинцы и небольшие подарки.

Современная свадьба у калмыков

Бешеный ритм современной жизни внес свои коррективы в культурные традиции калмыков. Сейчас свадьбу в городах справляют в один день. Утром жених и его сопровождающие, обязательно нечестным числом людей, 9 или 11, едут за невестой. К обеду все собираются в доме жениха, а вечером сваты со стороны невесты отправляются по домам.

Ритуалы в родительском доме

Перед свадьбой девушка проходила обряды прощания с прежней жизнью и очищения. Срезались ногти, локон волос и несколько нитей от тканей, уложенных в приданое, и все это сжигалось в огне домашнего очага. Обряд символизировал переход девушки в новый род.

Пир в доме родителей девушки

Прежде чем встретиться с невестой, жених и его родственники должны были одарить гостинцами ее сестер. Отдельные сумки с подарками для невесток вносились в дом в первую очередь. За ними несли заварку и масло, потом все остальные дары. Как только подношения принимались, сваты могли переступить порог. Жених входил в дом последним, неся с собой голову жертвенного барашка и кисломолочный напиток.

Гости обязательно совершали моление, после чего рассаживались в определенном порядке, справа налево: сначала глава свадебной делегации, затем старшая и младшая женщины, и все остальные. Первым делом подавался чай. Старший сват объяснял причину прибытия, перемежая благодарственными словами принимающей стороне. После чего совершались подношения к домашнему алтарю, и начинался пир.

Родственницы жениха в течение этого вечера должны были из привезенной с собой материи сшить наволочку для новой подушки. Углы смазывали маслом или молоком и выставляли на стол в качестве символа долгой богатой жизни и плодородия. Следом за ритуальным изделием женщины выставляли свое угощение, состоящее из сладостей, чая и напитков. Произнося благопожелания, присутствующие гости выкладывали на подушку монеты. Ее, вместе с собранными деньгами, отдавали молодоженам после обряда венчания по приезду в родительский дом. А до этого подушку сноровисто прятали родичи невесты и назначали за нее выкуп сватам.

Прощание невесты с родительским домом

Как только гости запевали обрядовую песню «Если дождь идет…», наступала пора забирать красавицу. В это время она находилась у алтаря, молясь о лучшей судьбе, и пила молоко. Девушку полагалось забирать с утра, чтобы успеть привезти ее в новый дом до обеда или в обед. Поскольку, согласно древней традиции, любое важное дело начинали утром и старались закончить до полудня.

Старшая женщина со стороны жениха накрывала голову невесты расшитым платком, который хранился потом в течение всей жизни, и выводила из дома. Оглядываться на отчий дом невеста не могла, это сулило несчастья.

Гостям разливали прощальные чарки с водкой и одаривали их подарками. Старший свадебной делегации касался рукой приданого невесты и клал деньги, только после этого вещи начинали выносить и грузить на подводы. А родственники девушки на прощание обнимали друзей жениха.

После отъезда свадебного кортежа, в доме девушки совершали подношение огню. Кидали в него кусочки жира от жертвенного барашка и желали самого лучшего для своей кровиночки – чтобы встретили ее в новом доме с любовью, приняли как собственную дочь, а жизнь ее была легка и сытна.

Обряды в доме жениха

Часть родственников девушки ехала следом за свадебной делегацией в ее новый дом. Было принято встречать дорогих гостей за границей хотона, с горячим чаем, выпечкой и водкой. Кортеж должен был подъезжать обязательно справа. Сначала разгружали и вносили приданое, затем входили молодые и другие гости. На почетные места рассаживали родственников невесты, относясь к ним со всем уважением и предлагая самые лакомые кусочки. Вечером, по окончании пира, после обрядовой песни, гости разъезжались по домам.

Русские традиции

Сватовство по русским традициям — это обязательный, сложный, со множеством своих обычаев ритуал. Прежде всего, молодым нужно было получить родительское одобрение.

Когда сын высказывал намерение жениться на конкретной девушке или когда сами родители выбирали сыну жену — они обязательно спрашивали совета у родственников.

На малознакомую девушку собирали информацию, старались как можно больше о ней узнать. Родительское благословение молодых – было неотъемлемой частью для счастливой семейной жизни.

Старшее же поколение, в основном, ориентировалось на материальные и сословные интересы будущего супруга, поэтому, если существовали и другие варианты для женитьбы, то старались отговорить сына от менее выгодного союза и устроить его судьбу как можно достойнее.

Когда невеста была одобрена со стороны жениха, приходила очередь сватов. В большинстве случаев, в этой роли находился отец молодого человека, реже — сам жених или его старший брат.

Особую роль на Руси играли профессиональные свахи — люди, специально приглашенные на сватовство. Только такой человек, порой лучше молодоженов, мог определить что нужно для их дальнейшей жизни.

Народная мудрость «Выбирай не невесту, а сваху» отражает, насколько серьезным было отношение народа к этому обычаю. Профессиональные свахи делились на две категории:

  • первой категории не имели выгоды от брака, их отношение было полностью добросовестным и бескорыстным, как в народе говорили: «люди женятся, а у них глаза светятся»;
  • второй категории для того, чтобы добиться выгодного брака вполне могли и слукавить: «люди хвастают — не перелезешь, сват хвастает — на коне не перескочишь».

Во время обряда разговор сначала заводили от свадебных дел совершенно отрешенный, и только потом, когда были соблюдены такие формальности, спрашивали — согласна ли невеста на супружество.

В случае, если невеста была благосклонна — она начинала мести веником в сторону печи, если же ее ответ был отрицательным, то от печи, как бы отгоняя пришедших гостей.

Если же родители девушки посчитали юношу неподходящей кандидатурой, то обряд проводился так: жениха благодарили за выпавшую им честь, но потом говорили, что вынуждены ему ответить отказом, так как их дочь еще слишком молода для замужества.

Когда наступало время подготовки к бракосочетанию, невеста со своими близкими подругами должна была приготовить подарки.

Жених, в свою очередь, интересовался – какой подарок преподнести невесте в день их свадьбы. В то время самыми распространенными дарами были дорогие ткани, сапожки, ботинки.

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
  • Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
  • По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
  • В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
  • Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
  • При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
  • Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
  • Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
  • Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
  • Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.

Приметы Калмыкии

Как и наша страна, Калмыкия богата народными приметами. Есть среди них, как добрые, так и те, что предвещают неприятности:

  • если перед поездкой идет дождь, то все задуманное сбудется;
  • дождь в день свадьбы также предвещает счастливую жизнь;
  • пол ребенка определяется по полу ребенка, входящего в дом будущей роженицы;
  • дождливый первый день весны говорит о том, что летом не будет засухи;
  • если сделать добро старым людям, то их благодарность принесет удачу в жизни;
  • дарить подарки детям к удаче;
  • споткнуться о порог собственного дома при входе, к прибыли;
  • нельзя руки складывать на животе. Это к одиночеству;
  • плохая примета плакать в подушку, к еще большим несчастьям;
  • играя в плевки можно накликать на себя или свою семью голод;
  • расшалившиеся дети принесут несчастье родителям. Девочка матери, мальчик – отцу. При этом нельзя детей ругать, объяснять нужно спокойным тоном. Ругань ассоциируется с беснованием;
  • найти драгоценность к несчастью. Поднимать и брать себе нельзя;
  • по преданиям калмыков, нашедшего на дороге острый предмет судьба предупреждает об опасности, поднимать его нельзя;
  • черные вещ в Калмыкии предвещают печаль, поэтому найденный черный предмет поднимать нельзя;
  • к беде мыть голову ночью и расчесывать волосы сухим гребешком;
  • предвестник беды громки истерический смех;
  • если жена надевает вещи мужа, то мужа ждут неприятности;
  • острые предметы, такие как нож или топор не кладут вверх лезвием;
  • вещи с воротником выбрасывают, предварительно его отпоров;
  • сушат вещи после стирки воротником вверх;
  • щелканье языком к голоду;
  • чай для народа степей священный напиток и полоскать им рот к большой беде.

Интересно! У калмыков за многовековую историю появилось собственное боевое искусство борьбы, в которое входит около 200 приемов.

Удивительная, богатая многовековая история Калмыкии поражает воображение высокой культурой, религиозностью и глубоким почтением к своему прошлому. Трудно найти более высоконравственную культуру, чем представители великих калмыцких степей.

Жизнь после свадьбы

После первой брачной ночи молодая жена заваривала на всю семью чай, поднося в первую очередь свекру и свекрови. Ей давали новое родовое имя. Спустя неделю родители девушки могли приехать навестить ее, узнать, как новобрачной живется на новом месте. Привозили с собой угощения и подарки. Ответный визит не заставлял себя долго ждать: молодожены вместе с родичами жениха отправлялись в гости к родителям невесты. Там их радушно принимали, встречая дарами и накрытым столом.

Калмыцкая свадьба – это уникальное торжественное действо. Каждый ритуал и обрядовая песня наполнены смыслом и способны многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Тосты на калмыцком языке для молодоженов

Йорялы (благопожелания) — особенный жанр калмыцкого фольклора. Они есть выражение светлой души и добрых помыслов народа. В глу­бокой древности наши далекие предки верили в магию слова и считали, что все сказанное обяза­тельно сбудется. С этой верой они произносили сакральные для них слова, адресуя их не только своим родным и близким людям, но и всему по­зитивному, что их окружало, с чем была связана их повседневная жизнь.

Йорялы-благопожелания являются одним из излюбленных жанров калмыцкого фольклора и по сей день они не потеряли своей значимости и популярности. Йорялы произносят и стар, и млад.

Калмыцкие благопожелания имеют строгую композицию и, как правило, звучат в контексте определенных церемоний и обрядов в соответ­ствии с традиционными канонами. Считалось, что их нарушение умаляет сакральный смысл риту­ала и ослабляет магию слова.

Йорял должен быть адресным, поэтому в его вступительной части всегда упоминается объект

посвящения благопожеланий, здесь же указыва­ется причина, послужившая поводом для выра­жения своих добрых чувств. Далее следуют доб­рые пожелания, обрамленные в яркие и лаконич­ные формулы-клише. Завершает йорял поэтичес­кая формула — взывание к милости Всевышних.

Терминология связанная с благопожеланиями (выборка сделана с сайта Мультитран) https://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=35&l2=2&s=

Орҗах (бар, туула, лу, моһа, мөрн, хөн, мөчн, така, ноха, һаха, хулһн, үкр) җил өлзәтә болтха! Пусть наступающий год (барса, зайца, дракона, змеи, лошади, курицы, собаки, свиньи, мыши, коровы) будет счастливым!

Зулын сән өдр байрта болтха! Пусть будет радостным праздник Зул!

Авҗах наснтн ут болтха! Пусть ваша жизнь будет долгой!

Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха! Пусть Ваша жизнь будет длиной, а счастье прочным!

Орсн җил орута болтха! Пусть наступивший год будет прибыльным!

Орҗах жилд өлзә кишг делгрх болтха! Пусть счастье и благоденствие процветают в наступающем году!

Һарҗах җилин кишгт күртҗ, орҗах җилин хәәрнд күртҗ йовтн! Пребывайте в благоденствии уходящего года и удостойтесь милости наступающего года!

Шин җилин йөрәл / Новогоднее пожелание

Нә, Буур җил һарҗ, Ботхн җил орҗ, Һарҗах җил кишгән үлдәҗ, Орҗах җил өлзәһән хәәрлҗ йовх болтха! Пусть старый год (подобный верблюду) уйдет, Пусть новый год (похожий на верблюжонка) придет, Пусть уходящий год оставит свое счастье, Пусть приходящий год принесет с собой благоденствие!

Хан Теңгр хәәрлҗ, Хамг бурхн евәҗ, Зурһан зүүлин әмтн амулң эдлҗ, Зунквин гегәнә хәәрнд күртҗ йовх болтха! Да будет милостиво Небо Владыко, Пусть покровительствуют все Бурханы, Да пребывают в благополучии все живые существа, Пусть покровительствует им святой Зункава!

Төр шаҗн батрҗ, Таңһч нутг өсҗ-өргҗ йовтха! Арвн цаһань делгрҗ, Арвн харнь буйсҗ йовтха! Пусть укрепятся держава и вера Пусть страна растет и развивается! Пусть десять добродетелей возвысятся, Пусть десять грехов исчезнут!

Зулын сән өдр байрта болтха! Зулан өргҗ, Зунквин гегəнд шүтҗ, Зовх зовлң уга җирһхитн йөрәҗәнәв! Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха! Орсн җил орута болтха! Орҗах җилд өлзә кишг делгрх болтха!

Зулын байрта өдрлә Цаhан цасн орв Эн таңсг цасар тенгр Цаhан хаалhан белглв Авсн наснтн бат болг Сансн санантн цаhан Ухантн хурц болг Кеесн көдлмш күцц Эврән Хальмг Таңһчд Туста, олзта күн болтн!

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее